Что может измениться для граждан КНДР, если их лидер Ким Чен Ын решит открыться миру и будет дружить с США? Дональд Трамп при помощи искусства кино пообещал северокорейцам новую жизнь. На своей странице в Facebook Белый дом опубликовал видеоролик, который Трамп показал лидеру КНДР на встрече в Сингапуре. Среди прочих достижений человечества, которые могут быть доступны в Северной Корее, на записи запечатлена сборочная линия российского автомобиля «Лада Приора».
Закадровый голос в ролике говорит, что лишь немногие из 7 миллиардов живущих на планете человек могут изменить ход мировой истории. Цветными кадрами даны достижения западной цивилизации, а чёрно-белыми — запуски ракет и пустые прилавки в Северной Корее.
«Сделает ли этот лидер выбор за развитие своей страны, в пользу того, чтобы быть частью мира, чтобы стать героем для своего народа?» — вопрошает диктор.
Только захочет ли Ким Чен Ын, а главное, его народ жить иначе? Западная пропаганда часто изображает быт Северной Кореи в чёрно-белых тонах: замученные лица голодных, запуганных людей посреди жалких лачуг. По утверждению некоторых экспертов, в Южной Корее газеты имеют разнарядки на предмет того, сколько отрицательных статей про КНДР им необходимо выдать в неделю.
Как свидетельствуют многие побывавшие в Северной Корее россияне, действительность совсем иная. Пхеньян сегодня — это город небоскрёбов с тысячами ресторанов и увеселительных заведений. В стране множество высокотехнологичных предприятий, выпускающих самую разнообразную продукцию. В КНДР ездят выступать музыканты от представителей попа до тяжёлого рока вроде группы Laibach. К слову сказать, свой первый CD-диск Алла Пугачёва записала именно в Северной Корее.
В КНДР официально практически стопроцентная грамотность, обязательное для всех 12-летнее образование, широкие возможности для досуга. Развита медицина — по свидетельству пациентов северокорейской клиники в Москве, людей с тяжёлыми заболеваниями врачи из КНДР буквально ставят на ноги.
В КНДР действительно несколько специфическая для современного мира политическая система. Но гражданину здесь гарантированы и образование, и медпомощь, и работа, и отдых, и крыша над головой. Те, кто достигают успехов в труде, могут рассчитывать на лучшие условия жизни, высокие зарплаты и большие квартиры.
В остальном же люди живут теми же заботами, что и в развитых странах: влюбляются, воспитывают детей, строят планы. Только в КНДР нет бездомных, нищих и алкоголиков на улицах. Живут здесь беднее, чем в элитных кварталах Нью-Йорка или Лондона, но намного лучше, чем в большинстве стран третьего мира.
По большому счёту, ролик Белого дома — это квинтэссенция американских мифов о Северной Корее, нежели описание реального положения вещей. И тем более вряд ли польстятся жители КНДР на «Приору», которую ещё будучи премьером раскритиковал Владимир Путин как «слишком шумную и довольно слабоватую». Трамп мог бы пообещать хотя бы построить завод по производству кадиллака «Зверь», который показывал Ким Чен Ыну.
— Непонятно, как Северная Корея должна открыться миру. Что в КНДР вдруг начнутся демократические реформы по западному образцу, так это маловероятно. И сложно говорить о каком-то железном занавесе в Северной Корее. Заслоны от иностранного влияния, которые существуют в стране, больше похожи на дуршлаг, нежели на глухую стену. Вообще северокорейская идентичность очень сложная, её нельзя описать в чёрно-белых тонах.
— Если с КНДР снимут санкции и страна начнёт развивать отношения со всем миром, северокорейцы начнут зарабатывать больше денег и лучше жить. Популярность режима в стране, соответственно, вырастет.
КНДР ещё с 1970-х годов стремилась иметь возможность контактировать с США. Кроме того, большое количество северокорейцев были за рубежом. Только в России до последнего раунда санкций работало 40 тысяч северокорейцев, что для страны с населением 25 миллионов человек довольно много. Ещё больше северокорейцев работало в Китае, и правительство поощряло это.
Северокорейцы хотели бы, чтоб у них размещали сборочное производство. Угроз политическому режиму от этого не просматривается. Там такая степень контроля со стороны всевозможных силовых структур, что до сих пор никому не удавалось создать какую-либо подпольную организацию. КНДР выдержала в 1990-е годы реальный голод, от которого умерло несколько процентов населения. Так что власти вполне способны контролировать настроения.
КНДР давно перестала быть социалистической страной, в стране своеобразная рыночная экономика, где есть свои богатые граждане и своя многочисленная элита, заинтересованная в сохранении нынешнего порядка.