Во внешней политике Дональд Трамп способен работать на предупреждение. Действия, за которые политики часто критикуют американского президента, могут быть частью сложного плана по распространению американского влияния, уверены эксперты, опрошенные News.ru. Примеры — отношения Соединённых Штатов с Китаем, начало очередной «торговой войны» с Европой, выход из ядерной сделки с Ираном, исторические переговоры с лидером КНДР Ким Чен Ыном.
Ракетные удары по Сирии 7 апреля прошлого года были предупреждением для Китая, заявил 12 июня Дональд Трамп в интервью своему любимому телеканалу Fox News. Президент США напомнил, что атака происходила в тот момент, когда он ужинал вместе с председателем КНР Си Цзиньпином в своей резиденции во Флориде. «Я сказал ему, что, господин председатель, мы только что выпустили 58 ракет по определённым объектам в Сирии. Он через переводчика попросил повторить сказанное мною. Я повторил, что каждая выпущенная ракета на расстоянии семь сотен миль поразила мишень», — поделился воспоминаниями Трамп. Президент США «сказал Си Цзиньпину, что он может уйти со встречи или мы сможем дружить. Он не ушёл, он всё понял». Вскоре после той торжественной трапезы американский президент вместе с супругой Меланьей посетил Китай, где были подписаны двусторонние соглашения на рекордную сумму в $250 млрд.
Часто критиковали Трампа и за инициативу встретиться в двустороннем формате с Ким Чен Ыном. Один лагерь оппонентов замечал, что переговоры с «диктатором» подрывают веру союзников США в Азии и лишь помогают поднять авторитет северокорейского режима, другой утверждал, что решениями администрации Белого дома движет популизм, а внешнеполитическая американская повестка находится в глубоком кризисе. По итогам встречи в Сингапуре можно сказать, что Трампу удалось добиться обещаний по разрешению проблемы денуклеаризации Корейского полуострова, к решению которой не смог приблизиться его предшественник Барак Обама, и под этим предлогом ещё отказаться от совместных военных учений с Южной Кореей, которые Трамп называл разорительными для американцев ещё до своего избрания.
Выход из ядерной сделки с Ираном в Европе восприняли в штыки. Угрозы Вашингтона наложить санкции на компании, сотрудничающие с Тегераном в Старом Свете, восприняли как откровенное хамство. Однако Белый дом неоднократно указывал, что нынешнее соглашение с Ираном не отвечает требованиям обеспечения безопасности в регионе. Во-первых, в соответствии с условиями сделки, Иран мог уже в 2030 году вернуться к программе получения высокообогащённого урана. Во-вторых, сделка не включала в себя ограничения на помощь группировке «Хезболла» и производство баллистических ракет, что непосредственно угрожает безопасности Израиля. Трамп настаивал, что нужна новая всеобъемлющая сделка с Тегераном. К тому же экономические трудности, вызванные санкциями, могут привести к массовым протестам в Иране, а в Белом доме никогда не скрывали, что желают падения теократического режима.
В крайне напряжённой обстановке прошла встреча «Большой семёрки» в Канаде. Предложение Трампа после четырёх лет санкций заинтересовать Россию возвращением в «элитный клуб» и вовсе вызвало непонимание со стороны лидеров G7, за исключением нового премьера Италии Джузеппе Конте. Доводы Трампа вполне логичны: без России G7 не будет настолько авторитетной структурой, чтобы нести ответственность за развитие планеты, как задумывалось изначально, следовательно, «центр силы» будет перемещаться к другим организациям, наподобие G20, где влияние США заметно меньше.
Многие сегодня называют Трампа чуть ли не шутом, джокером международной политики и критикуют его за недальновидность. Однако вполне возможно, что заявления нынешнего американского президента не такие реакционные, как кажутся на первый взгляд, а эти приёмы работают на повышение градуса накала и умелую торговлю с неуступчивыми партнёрами.
— Внешнюю политику Трампа можно назвать дальновидной. Вначале у американского президента были связаны руки его же окружением. Сейчас он сделал ряд кадровых перестановок и сформировал по-настоящему сильную команду.
Удары по Сирии действительно были предупреждением Китаю. Год назад Пекин стал активно размещать свою военную инфраструктуру на спорных островах в Южно-Китайском море, начал продвигать морскую концепцию Нового шёлкового пути. Американскому президенту говорили, что он ничего не сможет поделать с Китаем и что Пекин лучше не критиковать и не провоцировать. И Трампу пришлось жёстко ответить критикам.
Дело, конечно, вовсе не в Сирии. Это сейчас мы услышали от Трампа весьма специфическую интерпретацию событий, но настоящие причины были в другом. У Китая в Сирии не было никаких особых интересов, его позиция всегда была достаточно простой: надо прекратить все боестолкновения и любой ценой добиваться мира. В той ситуации важно именно то, что Трампу говорили о невозможности давить на Китай, но США нанесли удар — и Си Цзиньпин смолчал.
Однако то молчание Си Цзиньпина не стоит воспринимать как слабость. Во-первых, саму сирийскую проблему Китай всегда воспринимал как несколько отдалённую и чужую для себя. Во-вторых, в Китае не привыкли показывать эмоции. Китай привык не реагировать на какие-то яркие вещи, а выжидать удобного момента для ответного хода.
Сейчас в Америке слышна критика за переговоры с Северной Кореей. Но Трамп лишь выполняет свои предвыборные обещания. Он смог ударить по Китаю, договорился о денуклеаризации с КНДР.
Сейчас можно ожидать новых прорывных инициатив от Трампа. Действует он всегда по одному сценарию: вначале поднимает градус конфликта, а потом предлагает собственную инициативу по решению проблемы. В случае переговоров с Ким Чен Ыном американский лидер сумел проигнорировать шестистороннюю комиссию (туда входят Китай, КНДР, Россия, США, Южная Корея, Япония) и заключил сделку в двустороннем порядке.
Подобного можно ждать и в отношении Ирана. Сейчас США вышли из ядерной сделки, однако вскоре Белый дом выдвинет новую инициативу решения проблемы, тоже в двустороннем формате, оставив европейцев за бортом. Скорее всего, сейчас будут пересмотрены соглашения по торговле с Китаем. В результате американский бизнес будет чувствовать себя в КНР более уверенно. Можно предположить, что Вашингтон выдвинет и новую инициативу по России. Только произойдёт это после того, как Трамп сможет урегулировать отношения с Китаем и Ираном.