Талибы потеряли министра-моджахеда Хаккани

Мир 04 сентября, 2018 / 13:14

Движение «Талибан» (запрещено в России) объявило о смерти Джалалуддина Хаккани — основателя одной из самых крупных террористических сетей, действующих на территории Афганистана и Пакистана. Слухи о его смерти активно распространялись еще в 2015 году на фоне ликвидации лидеров движения. Но разногласия и потери в командном составе не сказались на боеспособности — талибы за эти годы лишь укрепили свои позиции.

Представитель «Талибана» Забиулла Муджахид 4 сентября опубликовал заявление от имени руководства движения, в котором подтвердил смерть Хаккани, восхвалив его «джихадистскую борьбу» и выразив соболезнования его «любящей джихад» семье. Джалалуддин Хаккани — почитаемая фигура в мире джихадистов, он был тесно связан с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) и имел контакты с другими группировками, действующими на территориях Пакистана и Афганистана.

Хаккани присоединился к «афганскому джихаду» против Советского Союза в 1980-х годах. После взятия Кабула в 1992 году он был назначен министром юстиции в первом правительстве моджахедов, а во время пребывания у власти талибов занял пост министра границы, министра по делам племен и губернатора провинции Пактия. Хаккани входил в высший совет «Талибана» — «Кветта Шуры», названной так по имени пакистанского города Кветты. Как отмечает специализированный портал FDD’s Long War Journal, Джалалуддин Хаккани также сыграл важную посредническую роль в спорах между различными группами в афгано-пакистанском регионе. Во время разногласий, вызванных смертью основателя «Талибана» Муллы Омара (руководство талибов скрывало его гибель два года), Хаккани использовал свое влияние, поддержал преемника Муллы Омара Ахтара Мансура, убитого впоследствии в 2016 году, а также вернул под контроль ранее отделившиеся от движения фракции.

«Талибан» в официальном сообщении о смерти Хаккани признал его роль в сохранении единства.

«Сеть Хаккани» охватывает Афганистан и оказывает значительное влияние на зону племён Пакистана, где оперирует сын Джалалуддина — Сираджуддин. Он занимает должность заместителя эмира и военачальника талибов. Считается, что он поддерживает тесные связи с Пакистанской межведомственной разведкой. Другой сын Джалалуддина — Бадруддин. Он был военным командиром «Сети Хаккани», в 2012 году был ликвидирован при авиаударе США в Пакистане.

Фото: youtube.com/euronews.comДжалалуддин Хаккани

Джалалуддин Хаккани основал собственную организацию в 1994 году. Примечательно, что в заявлении талибов они именуют его как одного из создателей «Исламского Эмирата Афганистана» — частично признанного талибского государства, просуществовавшего с 1996 по 2011 год.

При этом ранее движение «Талибан» отрицало любое разделение с «Сетью Хаккани». В сентябре 2012 года талибы опубликовали на своем сайте заявление, где говорится, что в государстве «нет какого-либо отдельного лица или сети по имени Хаккани». Тем не менее боевики и смертники «Сети» всегда выделялись самыми дерзкими и кровавыми акциями. Именно Джалалуддин Хаккани считается организатором неудачного покушения в 2008 году на президента Афганистана Хамида Карзая. В 2017 году его структуру обвинили в подготовке серии резонансных терактов, включая взрыв бомбы в грузовике в Кабуле, при котором погибло более 150 человек.

В заявлении «Талибана» не приводится подробностей о дате или месте смерти Хаккани, в публичное пространство проникали лишь слухи. Впрочем, талибы сообщили, уже официально, что Джалалуддин несколько лет был прикован к постели, а ежедневными операциями «Сети» управлял Сираджуддин, которому удалось сохранить крыло талибов в Северном Вазиристане, несмотря на попытки американцев его ликвидировать.

Смерть Джалалуддина Хаккани вряд ли отразится на боеспособности как «Сети Хаккани», так и «Талибана», полагает руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семёнов: «Джалалуддин давно отошёл от активной деятельности, и организованной им сетью боевиков руководит его сын. Как раз при его руководстве талибы усилили свои позиции в Афганистане, поэтому вряд ли это каким-то образом скажется на афганском урегулировании».

Эффективность действий «Талибана» зависит больше от стратегии движения, чем от конкретных командиров, отмечает News.ru директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар: «На протяжении последних лет талибы теряют своих лидеров, и некоторые изменения произошли, но в целом движение только усилило свои позиции». Укрепление группировки боевиков эксперт объясняет комплексом причин: слабостью афганского правительства, общей деградацией военно-политической повестки, «сыростью» новой стратегии внешних партнеров Кабула. «Что же касается разделения "Сети Хаккани" и "Талибана", то в основном этот подход разделяют американцы и афганское правительство, но я бы не стал говорить, что это разные ячейки, скорее, речь идет о более жёстком крыле талибов», — заключает Омар Нессар.