Таджикистан борется с оппозицией проверенными методами

Мир 10 сентября, 2018 / 17:27

Правительство Таджикистана регулярно требует от стран Европы выдачи таджикских оппозиционеров — официальный Душанбе считает эмигрантов преступниками и террористами. Таджикистан испортил отношения практически со всеми международными организациями, но его страхи в отношении оппозиционеров необоснованны — пока они так и не вышли за рамки демагогии в Интернете.

10 сентября в Варшаве стартовало ежегодное совещание ОБСЕ по правам человека. Накануне в столицу Польши прибыла правительственная делегация Таджикистана, в составе которой, как сообщает CA-News.org, двое бывших оппозиционеров — экс-членов запрещённой в стране Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и эмигрантская оппозиция, решившая перед совещанием ОБСЕ продемонстрировать сплочённость рядов. В ходе встречи четыре оппозиционные группы — ПИВТ, Движение за реформы и прогресс, Форум свободомыслящих Таджикистана и Ассоциация мигрантов Центральной Азии — создали Национальный альянс Таджикистана, передаёт «Ахбор». Три последних организации были образованы в начале 2018 года, а церемония подписания декларации о создании альянса была приурочена к 28-й годовщине независимости Таджикистана.

Идея создать коалицию по примеру «Объединённой таджикской оппозиции» (широкий фронт оппозиционных сил, который сражался против правительства в гражданской войне с 1994 по 1997 год) была озвучена противниками президента Эмомали Рахмона в эмиграции год назад. Две крупные оппозиционные группы — Конгресс конструктивных сил и «Группа 24» — отказались присоединиться к переговорам о создании коалиции: обе светские оппозиционные организации остались недовольны тем, что структура создаётся под крылом религиозной ПИВТ. Сейчас в своей учредительной декларации Национальный альянс обозначил в качестве своих целей построение «демократического, правового и светского общества в Таджикистане, создание равных правовых и экономических условий для всех, восстановление прав и свобод всех граждан». Также объединённая оппозиция провозгласила своей целью борьбу за реформы и проведение свободных выборов в Таджикистане, сообщает сайт оппозиции за рубежом «ПАЁМ.net».

Фото: Bernd von Jutrczenka/dpa/Global Look PressДушанбе, Таджикистан

Создание коалиции откроет для таджикской оппозиции новые возможности для контактов, особенно с западными странами, прогнозирует «Ахбор», поскольку ранее многие с осторожностью контактировали с представителями ПИВТ, чья деятельность в 2015 году была запрещена Верховным судом Таджикистана. В 2014-м в стране таким же образом была запрещена деятельность «Группы 24», а через год её основатель Эмомали Кувватов был застрелен в Турции на глазах у жены и детей. В организации убийства подозреваются спецслужбы Таджикистана. Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири также проживает за границей, а отделения партии действуют в ФРГ, Австрии, Польше. Как сообщал News.ru, сообщения о подготовке спецслужбами Таджикистана физического устранения лидеров ПИВТ и даже призывы к их убийству начали появляться в Интернете с марта 2018 года после безуспешных попыток Душанбе принудить европейские столицы к экстрадиции тогда ещё, по выражению таджикских властей, «неопасных политиков». В конце июля 2018 года Таджикистан обвинил ПИВТ в подготовке и организации атаки на велотуристов, в результате которой погибли четверо иностранцев — граждане США, Нидерландов и Швейцарии. Впоследствии ответственность за произошедшее взяло на себя запрещённое в России «Исламское государство», но это не помешало таджикским силовикам официально «отработать» версию причастности ПИВТ к организации массового убийства.

Репрессии к инакомыслящим в Таджикистане (многие сторонники оппозиции находятся у себя на родине в тюрьме) и подозрения в подготовке убийств оппозиционеров за рубежом вызвали охлаждение отношений Душанбе и ОБСЕ. В сентябре 2016 года, когда сторонники ПИВТ и «Группы 24» были допущены на обзорное слушание ОБСЕ в Варшаве, они устроили молчаливый протест: вошли в зал в футболках с портретами «узников совести» Таджикистана. Из-за этого делегация официального Душанбе покинула зал заседаний.

Фото: kremlin.ruПрезидент РФ Владимир Путин и президент Таджикистана Эмомали Рахмон

Руководство, а точнее силовые органы и пропагандисты режима Эмомали Рахмона, будет реагировать на активность сторонников оппозиции за рубежом, отмечает News.ru политолог Рафаэль Саттаров, — начиная информационной кампанией и заканчивая арестами внутри страны. Тем не менее создаваемая коалиция не несёт прямой угрозы режиму, так как у оппозиционеров нет финансовых и информационных ресурсов и она не пользуется постоянной поддержкой внутри страны или международных сил, добавляет он: «Оппозиция может сто раз перегруппироваться и сделать ребрендинг, но пока она использует старые методики и никуда дальше социальных сетей и каких-то интернет-изданий не продвигается».

Власти Таджикистана будут пытаться внести раскол в оппозицию и дома, и за рубежом, подчёркивает Саттаров. «Теми же методами действовали Узбекистан, Казахстан, Россия. И вряд ли ПИВТ сможет эффективно противостоять режиму из-за границы. Сегодня много говорят про смену режима и персоналий в политической элите стран СНГ, но почему-то упускают, что смена требуется и в стане оппозиции, — говорит эксперт. — Люди, руководящие оппозиционным движением много лет, порой и сами теряют связь с реальностью, повторяют фразы десятилетней давности, не зная того, что в сегодняшних реалиях нужные новые лозунги, повестки и, самое главное, новые кадры».