К сыну «террориста номер один» Хамзе бен Ладену могут присоединиться остатки «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Это допускают источники News.ru в силовых структурах Ирака. По их словам, отдельные представители самоназванного «халифата» уже вели переговоры с крылом «Аль-Каиды» (запрещена в РФ), возглавляемым Хамзой, о партнёрстве на фоне разгрома территориального ядра ИГ. Впрочем, речь вряд ли идёт о слиянии двух соперничающих «брендов».
ИГ больше не контролирует значимые территории в Сирии и Ираке, однако в результате боевых действий его командная структура практически не пострадала, и многие руководители административных и юридических органов террористической организации нашли убежище в Судане, сообщили News.ru источники в иракских силовых структурах.
«В поисках способа оживить бренд представители ИГ рассматривают возможность потенциального сотрудничества с крылом „Аль-Каиды“, которое условно возглавляет сын Усамы бен Ладена — Хамза, и, по данным источников, соответствующие переговоры уже проводились, — отметил собеседник News.ru, при этом подчеркнув, что речь ни в коем случае не идёт о слиянии двух террористических „брендов“. — Давно появилась информация, что крыло Хамзы может отколоться от крыла, возглавляемого Айманом аз-Завахири, и в таком случае возможность для сотрудничества первого с ИГ резко повысится».
Источник добавил, что координация крыла аз-Завахири с ИГ также возможна, но не на уровне руководства, а на уровне полевых отделений.
Когда материалы о феномене «халифата» в Сирии и Ираке только появились на первых полосах ведущих мировых изданий, «Аль-Каида» попыталась адаптироваться к тому, что она теперь не единственный широко разрекламированный носитель идеи глобального джихада. Пока внимание политиков и военных было приковано к ИГ, террористическая организация, созданная Усамой бен Ладеном, начала восстанавливать свои ответвления в различных частях Большого Ближнего Востока и наращивать координацию действий между высокопоставленными членами. За это время некоторые филиалы «Аль-Каиды» значительно прибавили в военном и политическом весе, если, конечно, вывести за скобки все расчёты, связанные с сирийской франшизой «Аль-Каиды» — «Фронтом ан-Нусра» (запрещён в РФ). Так, ответвление террористической организации в Магрибе в 2017 году завершило слияние с несколькими группировками радикального толка, создав целый конгломерат.
Правда, к монолитности «бренда» «Аль-Каиды» нередко возникают законные вопросы.
Долгое время после спецоперации по ликвидации «террориста номер один» первым лицом «Аль-Каиды» был Завахири. Однако в 2015 году на аудиозаписи, распространённой в сети, вместе с «рупором» группировки появляется и более молодой голос — голос Хамзы. В своём обращении он призывает сторонников создать «поле битвы от Кабула, Багдада и Газы до Вашингтона, Лондона, Парижа и Тель-Авива». То, что 30-летний наследник Усамы, который в отрочестве часто мелькал на кадрах вместе с отцом, теперь является одним из лидеров группировки, не оспаривается даже на официальном уровне. Личные письма Усамы бен Ладена указывают на то, что он готовил на смену себе именно Хамзу. В переписках, которые проливали свет на обстоятельства вступления Хамзы в ряды «Аль-Каиды», Усама рекомендовал, чтобы его сын учился за границей в Катаре после освобождения из-под стражи в Иране.
Как потенциальный лидер всей организации Хамза имеет свои недостатки. Например, он никогда не воевал на передовой, и, как следует из его переписки с отцом, он отлично осознаёт этот факт. В этом отличие наследника от бен Ладена-старшего, чей образ во многом создан вокруг его участия в войне против советских войск в Афганистане. Однако аналитики не видят в этом большого недостатка. Родословная автоматически даёт Хамзе право на поддержку со стороны любого джихадистского ответвления, которое следует «слову» бен Ладена. Есть версия, согласно которой происхождение Хамзы даёт ему все шансы и на то, чтобы привлекать крупные пожертвования со стороны стран Персидского залива. В этом отношении показательно, что Хамза возвращается к риторике своего отца, который осуждал политику правящего дома Аль Саудов. Как и в случае с объявлением Усамой джихада против них в 1996 году, это не просто политическое послание — это необходимость, которая позволит привлечь потенциальных доноров, говорят эксперты.
Отчёты ООН утверждают, что Хамза и Завахири могут находиться в приграничных районах Афганистана и Пакистана. Не исключено, что после разгрома территориального ядра ИГ они рассматривают частичное слияние с остатками «халифата» в качестве одного из вариантов дальнейшего развития «Аль-Каиды», которое каждый из них, разумеется, видит по-своему. Примечательно, что публичные заявления Хамзы не содержат жёсткой критики ИГ. Вероятно, это и есть признак ставки на потенциальное сближение «Аль-Каиды» с остатками ИГ. Это чувствуют и западные страны, воевавшие коалиционными усилиями против боевиков с чёрными знамёнами. Не случайно Госдеп США объявил в феврале этого года, что за информацию о местонахождении Хамзы полагается вознаграждение в размере до 1 млн долларов. Как говорится в сообщении дипведомства, есть признаки того, что сын основателя «Аль-Каиды» становится полноправным лидером в группировке. А это значит, что террористический «бренд» не только живёт, но и готов к обновлению.