С 17 июля власти Украины ужесточили наказание за уклонение от мобилизации. Теперь военнообязанным, которые не обновили личные данные в территориальных центрах комплектования (ТЦК), грозят крупные штрафы и другие санкции. Опрошенные NEWS.ru эксперты считают, что такие меры — единственный рычаг воздействия на граждан, которые не спешат вступать в ряды ВСУ. Сколько еще людей Киев готов отправить в зону боевых действий и хватит ли у него сил воевать «до последнего украинца» — в материале NEWS.ru.
Новый закон о мобилизации на Украине вступил в силу 18 мая. Согласно документу, у военнообязанных мужчин и женщин в возрасте от 18 до 60 лет было 60 дней, чтобы обновить военно-учетные данные — это можно было сделать через приложение «Резерв+» или лично в военкомате.
С 17 июля повестки будут направляться на последний известный адрес регистрации или проживания призывника, который есть в реестре. Если гражданин там больше не живет, извещение все равно будет считаться врученным. Тем, кто не обновил данные или не стал на воинский учет, грозит штраф в размере от 17 до 25,5 тысячи гривен. Также нарушителю могут заблокировать банковские счета, аннулировать водительские права, а в случае накопления долга — арестовать имущество. Уплата штрафа не освобождает от обязанности явиться в ТЦК.
Мужчины 18–60 лет отныне могут выехать за рубеж лишь при наличии военно-учетных документов. Как рассказала замминистра обороны Украины Екатерина Черногоренко, лица, уже находящиеся за границей, тоже будут получать штрафы за устаревшие сведения. Она добавила, что пока у Киева нет механизма применения этих санкций.
Украинский политолог Владимир Скачко в беседе с NEWS.ru выразил мнение, что власти Украины пошли на такие меры из-за снижения мотивации у населения вступать в ряды ВСУ. «Иссяк поток патриотов и добровольцев. Поэтому у украинской власти остался только один метод пополнения своих военных ресурсов — принудительная мобилизация. Она может быть как прямой, так и осуществляться за счет штрафов, проверок документов и так далее», — считает он.
Согласно информации Министерства обороны Украины, к 17 июля 4 млн человек обновили личные военно-учетные данные. В начале июля депутат Верховной рады Дмитрий Наталуха сообщил, что всего в стране насчитывается 11 млн мужчин от 18 до 59 лет. Нардеп не уточнил, сколько из них подлежат призыву. По словам Наталухи, у 1,5 млн из них инвалидность, часть уже проходит службу, еще часть уехала за границу. Почти 600 тысяч получили бронь от мобилизации, еще о миллионе граждан мужского пола ничего не известно кроме идентификационного кода, добавил депутат.
Аналитическое издание Texty.org.ua изучило данные Института демографии и социальных исследований Академии наук Украины и подсчитало, что на март мобилизационный резерв страны составлял около 4,8 млн граждан в возрасте от 27 до 60 лет. Однако в апреле нижний порог был сокращен до 25 лет — и в число потенциальных призывников попали еще 273 тысячи человек.
Остальные либо уже служат (1,3 млн), либо не подлежат мобилизации из-за проблем со здоровьем, пребывания за рубежом, наличия брони и других факторов (4,3 млн). У ВСУ еще есть потенциальный резерв — мужчины в возрасте от 18 до 24 лет. По подсчетам аналитиков, он составляет 434 тысячи человек. Таким образом, если мобилизационный возраст будет снижен, то в общей сложности у Киева будет резерв из 5,5 млн украинцев.
Экс-депутат Верховной рады Спиридон Килинкаров назвал эту численность несколько завышенной. «Я думаю, что речь идет о 3,7 млн человек — я имею в виду тех, кто сейчас по возрасту подпадает под мобилизацию. Это без учета состояния их здоровья и всего остального. Сложно говорить, не видя точных демографических данных. Я бы делил названную численность на два — и, возможно, мы получим искомую цифру», — оценил он.
Директор центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ Прохор Тебин полагает, какими бы ни были цифры, мобилизационный потенциал украинцев остается высоким. Киев последовательно расширяет резерв, в то время как Россия опирается на кадровых военных и добровольцев, напомнил эксперт.
«Но надо понимать, что уровни качества мобилизационного ресурса разные. Если это качество снизить, то ресурс, конечно, расширяется. Кроме того, мобилизовать людей мало — их нужно еще накормить, вооружить, обучить и снабжать. Киев не может делать это сам, поэтому в полной мере зависит от поддержки Запада», — объяснил он.
В мае президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о мобилизации заключенных. Согласно документу, они должны согласиться на отправку в ряды ВСУ, а командиры подразделений — разрешить их принять. По словам главы Министерства юстиции Украины Дениса Малюськи, до 15 тыс. заключенных и людей, имеющих судимость, могут присоединиться к армии. Пока что количество желающих составило 5000 человек, уточнил он.
Женщины в возрасте от 18 до 60 лет, имеющие медицинскую или фармацевтическую специальность, также могут вступить в ряды ВСУ. Эта категория подлежит воинскому учету, но принудительная мобилизация для нее не предусмотрена. В апреле советник по гендерным вопросам командующего Сухопутными силами ВСУ Оксана Григорьева сказала, что украинки должны быть готовы к боевым действиям. Она назвала «старомодным» освобождение женщин от призыва.
Пока что Минобороны Украины не планировало призывать в ВСУ юношей младше 25 лет. Ведомство лишь объявило, что украинцам, проживающим или обучающимся за границей, по достижении 17-летнего возраста придется возвращаться на родину для постановки на учет в ТЦК.
В июле экс-постпред США при НАТО Иво Даалдер выразил мнение, что Киеву все же следует отправлять более молодых бойцов в зону боевых действий. «Это конфликт, который ведут 40-летние. Вам нужно набрать 18-летних, 20-летних, 21-летних... Я думаю, что может наступить день, когда это будет необходимо», — сказал он в интервью Euronews.
Килинкаров не исключает, что в будущем мобилизация коснется и украинцев, которым еще нет 25 лет. «Запад этого требует, так как воюют старые люди. Они считают, что в боях должны участвовать более молодые. Пока такое решение на политическом уровне не принято, но его могут принять. Это существенно расширит мобилизационный ресурс», — полагает политик.
В начале июля секретарь оборонного комитета Рады Роман Костенко предположил, что до конца года Киев сможет набрать около 200 тысяч новобранцев в ВСУ. Как он объяснил, чтобы реализовать задуманное, нужно сохранить нынешние темпы мобилизации. В мае в войска призвали столько же украинцев, сколько за предыдущие четыре месяца, добавил он.
Не все украинцы разделяют энтузиазм властей. На днях канал ТСН сообщил, что в Днепре уже появились объявления, в которых призывникам предлагают сломать конечности, так как это дает отсрочку от призыва. Некоторые украинцы поджигают автомобили сотрудников ТЦК и военнослужащих в знак протеста против мобилизации.
Килинкаров не исключил, что прямое столкновение власти и народа может произойти лишь после определенного сигнала со стороны Запада и основных политических игроков на Украине.
«Без них провести масштабные мероприятия в условиях военного положения будет невозможно. Но если будет отмашка, то все очень быстро организуется. Найдутся люди, которые возьмут ситуацию под контроль и аккумулируют недовольство граждан — от отсутствия света, тепла и воды до незаконных методов мобилизации. Протестного электората там более чем достаточно», — считает он.
По мнению Тебина, пока рано делать такие прогнозы. «Сейчас важнее переброска тех частей и сил, которые не задействованы в боях в зоне СВО, и могут представлять угрозу для российской армии. То есть не столько мобилизованных, сколько тыловых территориальных, нацгвардейских подразделений, которые осуществляют эту мобилизацию и прикрытие тыловых районов», — резюмировал он.
Читайте также:
Новый закон о мобилизации вступил в силу на Украине: куда уезжают уклонисты
«Азов» убьет Зеленского? Боевики украинского нацбата вышли из-под контроля
10 лет назад Стрелков сдал Славянск. Когда РФ вернет город, что там сейча