Североатлантический альянс продолжает заверять власти Грузии, что они на правильном пути к членству в блоке. Таким образом НАТО «осторожно обслуживает» давнее публичное обещание: это заставляет Грузию соответствовать пресловутым стандартам военного блока в условиях нерешенных территориальных проблем, которые ставят крест на евроаталантических устремлениях Тбилиси.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг на полях саммита 12 июля провел короткую двусторонку с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили. Как сообщила пресс-служба НАТО, темой разговора стало «тесное сотрудничество» Грузии с альянсом: «Мы полностью поддерживаем евроатлантические стремления Грузии. Грузия станет членом НАТО. Наши лидеры вчера это подтвердили», — заверил партнеров Столтенберг. — «Мы продолжим работу по подготовке Грузии к членству в альянсе». При этом натовский чиновник снова не уточнил, когда подобные заявления могут стать реальностью. 10 лет назад на саммите НАТО в Бухаресте-2008 альянс также обещал Украине и Грузии, что однажды они получат членство в НАТО.
«Я ожидаю увидеть широкий круг союзников на учениях НАТО-Грузия в следующем году», заметил, напомнив, что «НАТО поддерживает территориальную целостность Грузии в пределах её международно-признанных границ» — «к ним относятся Абхазия и Южная Осетия». Столтенберг добавил, что представителей НАТО впечатлил прогресс Грузии в области реформ, и «мы рекомендуем их продолжить». «Мы приветствуем вашу приверженность соблюдать руководящий принцип НАТО — расходовать на оборону 2% ВВП», — резюмировал он.
О проблемах, препятствующих вступлению Грузии в НАТО, генсек упоминать не стал. В НАТО не могут вступать страны, имеющие нерешенные территориальные вопросы. В то время как в альянсе продолжают заявлять, что считают Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией «грузинскими территориями», Россия официально признала независимость республик после вооруженного конфликта с Грузией в Южной Осетии в августе 2008 года.
Столтенберг повторил формулу, которая была зафиксирована 10 лет назад в итоговой декларации саммита в Бухаресте. Это официальный документ, в НАТО от него не отказывались. Но, как и тогда, нет никаких конкретных сроков. Формулировка «мы отмечаем прогресс», — вполне обтекаемая и удобная, потому каждый может её интерпретировать в свою пользу. Естественно, в Грузии заявят, что мы достигли фантастического прогресса, мы уже на пути и будем работать дальше. Между тем, подобные формулы имеют чисто дипломатическое значение. Реальных перспектив вступления в НАТО у Грузии нет. Дело не в том, заинтересовано ли сейчас НАТО в членстве Грузии. Это не тема, которая входит в круг приоритетов альянса. Это периферийная дискуссия, которая далека от того, что на самом деле беспокоит членов НАТО. Им не до Грузии и даже не до Украины. Сейчас другие гораздо более существенные задачи, например, разобраться внутри себя и выстроить новые отношения с самой большой страной в составе альянса.
Грузии обещано членство НАТО и забрать это обещание назад сложно и невозможно. Нынешняя встреча — для публики. Обещания звучат уже более десяти лет и ни к чему не приводят. Ждать изменения ситуации не стоит.
Сотрудничество НАТО с Грузией в Черноморском регионе будет развиваться и дальше, учитывая отношения России и Украины, ситуацию с Крымом и так далее. Однако никаких подвижек к членству не будет. У Грузии не решен конфликт с Россией, то есть Грузия не контролирует часть территории, которую считает своей: Абхазию и Южную Осетию. Это главное препятствие по вступлению Грузии в НАТО. Грузия старается тратить 2% на оборону, но учитывая ее очень небольшой бюджет, не думаю, что для НАТО это очень важная цифра.
Дежурное обещание, за которым ничего не стоит. Будучи членом парламента в 2008 году могу сказать, что после того, как Михаил Саакашвили развязал свою кровавую военно-политическую авантюру, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе приняли решение: Грузию в НАТО не примут. Россию об этом известили. С тех пор ничего не изменилось.
Лидеры западных стран, среди которых экс-президент США Барак Обама, прямо заявляли, что Грузия и Украина даже не стоят на том пути, который мог бы привести их в НАТО. Экс-генсек альянса Андерс Фог Расмуссен отмечал, что пока в Абхазии, Южной Осетии находятся российские военные, все разговоры о членстве Грузии в НАТО — чисто гипотетические.
Но официально на весь мир признать это лидеры НАТО не могут, ибо это означает аннулирование натовской хартии, публичное признание, что позиция третьей стороны (России) имеет решающее значение. Поэтому и продолжается «обслуга» этой темы, мол, Грузия на пути к прогрессу, но надо еще поработать.
Когда в НАТО приняли Черногорию, западные эксперты писали, что их уровни и стандарты с грузинскими не сравнить. Премьер-министр Черногории Мило Джуканович разыскивался неаполитанской полицией за связи с мафией. На этом фоне призывы «Грузии надо подтянуться» — издевательство. Видимо, надо было найти мужика, который разыскивается неаполитанской полицией и назначить его руководителем, чтобы удовлетворить стандарты...
Кроме того, представители НАТО отмечают, что нельзя раздражать российское руководство до определенной красной черты. Поэтому выбрано острожное отношение к теме: продолжать говорить, что когда-нибудь Грузия станет членом НАТО. В общем, это морковка, которая подвешена перед носом нации, другое дело, что нация вообще-то подвесила её сама.