Противоречия между США и Турцией выходят на новый уровень — энергетический. Такое впечатление оставляет визит сенатора Роберта Менендеса в Республику Кипр. Член Демократической партии, который недавно стал одним из авторов законодательной инициативы по усилению сотрудничества с Кипром и отмене введенного против него оружейного эмбарго, в ходе поездки высказался категорически против турецкой политики в Средиземноморье. Ситуация в этом регионе резко обострилась из-за интенсификации усилий Кипра, Греции и Израиля по разработке газовых месторождений у берегов острова. Турция, в свою очередь, хочет «справедливой» доли. Однако в дело вмешивается Вашингтон, который, похоже, не намерен делать поблажек Анкаре, дрейфующей всё дальше и дальше в сторону Москвы.
Менендес, визит которого на Кипр начался 15 апреля, с трудом выбирал выражения, комментируя действия турецкого руководства в Восточном Средиземноморье.
Мы дали ясно понять, что мы больше не будем принимать турецкую агрессию в Восточно-Средиземноморском регионе, — заявил законодатель, который входит в сенатский комитет по иностранным делам.
Возмущение политика было вызвано тем, что Анкара активно пытается вмешаться в процесс бурения возле берегов Кипра. Работы на шельфе в восточной части Средиземного моря были начаты в 2011 году. Греко-кипрские власти дали лицензии на разработку в своей исключительной экономической зоне только нескольким иностранным компаниям. Впрочем, шельф является частью спорных территорий, на которые, как считается, может претендовать и Турция. Руководство Турецкой Республики уже говорило о планах приступить к бурению на шельфе Кипра, однако процесс регулярно переносился.
Несмотря на неразрешённые споры вокруг исключительной экономической зоны в этом регионе, компании Exxon Mobil и Qatar Petroleum приступили к бурению от имени кипрского правительства. Работы стартовали сразу после того, как Кипр и Египет подписали договорённости о строительстве газопровода между двумя странами. Ливанская сторона так же сообщила, что работает над соглашением, которое касается разведки нефти и газа с Кипром. Залежи углеводородов уже позволили сформировать так называемый «газовый треугольник» государств — это Греция, Кипр и Израиль. На фоне политической поддержки США они хотят собственный газопровод, чтобы транспортировать «голубое топливо» в европейские страны. Этот вопрос был основным на встрече лидеров Греции, Израиля и Кипра с госсекретарем США Майклом Помпео в Иерусалиме 20 марта. Участники переговоров подписали официальную декларацию по поводу проекта трубопровода EastMed.
Это противоречит экономическим планам Турции, у которой свои амбиции в вопросе обеспечения Европы углеводородами. Однако раздражителем для Турецкой Республики по-прежнему остается кипрский вопрос. Турецкая позиция сводится к тому, что разработка подобных месторождений не должна происходить до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение между конфликтующими сторонами. Анкара зашла так далеко, что вмешивается в геологоразведочные работы европейских энергетических компаний в водах Кипра. Так, в феврале 2018 года турецкие военно-морские суда заблокировали буровую платформу, которая принадлежит итальянской газовой компании ENI, у южного побережья. Такие шаги и стали импульсом для гневных заявлений Менендеса. Однако, как полагают аналитики, необходимость в создании Кипром экспортной инфраструктуры потребует определённой формы компромисса с Турцией. Как это будет выглядеть на практике — большой вопрос. Особенно с учётом того, что в своей внешней политике Турция всё меньше демонстрирует потребность в хороших отношениях с США и больше — с их стратегическими соперниками. Например, с Россией. Впрочем, в Вашингтоне к такому повороту событий готовы.
Так, Менендес совместно с Марко Рубио выступил с законодательной инициативой, которая предполагает резкую смену стратегии США в Восточном Средиземноморье. Законопроект высказывает поддержку Кипру, Греции и Израилю в их энергетическом партнёрстве и требует от американской исполнительной власти сообщать Конгрессу о противодействии кипрским усилиям «по разведке и разработке природных ресурсов в исключительной экономической зоне», а также о любом вторжении в воздушное пространство Греции. В документе говорится о необходимости предоставить на нужды в сфере безопасности — $2 млн Кипру и $5 млн Греции. Авторы инициативы также хотят отменить запрет на продажу оружия острову и запретить передачу истребителя F-35 Турции в том случае, если она сделает «не тот выбор» и закупит у российской стороны системы С-400. Какая бы судьба ни была уготована инициативе сенаторов, их законопроект является хорошей иллюстрацией того, как архитектура безопасности в Восточном Средиземноморье может вскоре измениться — не в пользу Турции.