Заместитель помощника госсекретаря США по энергетике Сандра Оудкирк заявила, что европейские компании могут попасть под американские ограничения, если продолжат сотрудничать с «Газпромом» по строительству газопровода «Северный поток — 2». По словам Оудкирк, такие компании находятся «в зоне повышенного санкционного риска», сообщает Reuters.
Оудкирк напомнила, что принятый в прошлом году закон «О противодействии неприятелям Америки через санкции» (CAATSA) позволяет президенту США вводить санкции в отношении компаний, которые каким-то образом участвуют в российских проектах по экспорту углеводородов по трубопроводам. Участниками проекта выступают западноевропейские концерны, среди которых немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV, британско-голландская Royal Dutch Shell, французская Engie.
Одновременно Оудкирк заявила, что строительство «Северного потока — 2» может быть связано с желанием Москвы установить на дне Балтийского моря разведывательное оборудование. «Если мы посмотрим на способность правительств и компаний использовать создание инфраструктуры в качестве средства для размещения устройств и технологий, которые могут прослушивать, отслеживать и мониторить происходящее, то это вызывает опасения в отношении этого конкретного проекта подводного газопровода в Балтийском море», — сказала зампомощника главы Госдепа.
Также Оудкирк пообещала, что в ближайшее время проведёт встречи с представителями высшего руководства Германии и убедит их отказаться от проекта.
Давление Вашингтона на Берлин происходит на фоне выхода США из ядерной сделки с Ираном. 16 мая в болгарской столице лидеры стран — членов ЕС обсуждали на саммите, как защитить европейские инвестиции в Иране от американских санкций. «Глядя на последние решения президента Трампа, кто-то мог бы даже подумать: с такими друзьями и враги не нужны. Но, честно говоря, Европа должна быть благодарна президенту Трампу, поскольку благодаря ему мы избавились от иллюзий», — сказал глава Европейского совета Дональд Туск.
— В августе 2017 года в США был принят закон о том, что американский президент вправе ввести некоторые санкции против компаний, строящих газопровод. Но как реально это может повлиять на реализацию проекта? Самое болезненное, если ударят по компании, которая владеет судами-трубоукладчиками. У «Газпрома» нет своих таких судов, он оплачивает услуги по прокладке газопровода по дну моря. Всё остальное для «Северного потока — 2» не так страшно.
Опять же, американский закон о санкциях 2017 года предусматривает санкции относительно новых газопроводов, а не тех, что начаты были раньше. Так что если санкции будут введены, то «Газпрому» и немецким компаниям придётся долго бодаться с американцами. Хотя не исключено, что судно-трубоукладчик перестанет работать, и тогда будет угроза всему проекту.
Но пойдёт ли Ангела Меркель на введение санкций? Вашингтону будет сложно убедить немцев, что санкции соответствуют их интересам. Собственно, Дональд Трамп ничего хорошего европейцам не предлагает. Он просто говорит, что надо перестать строить «Северный поток — 2», и тогда американским компаниям будет выгодно отправлять судами в Европу сжиженный природный газ (СПГ). Сейчас за тысячу кубометров в Евросоюзе платят около 230 долларов, но в Азии газ покупают заметно дороже. И все американские поставщики отправляют СПГ в Азию. А вот если Старый Свет откажется от покупок российского газа, то цены вырастут, и газодобывающим фирмам из США будет выгодно торговать с Европой.
Но с какой стати европейцам соглашаться на такие условия? Неужели только ради того, чтобы обеспечить выгоду американским компаниям? Жители ЕС понимают, что Трамп с ними практически не считается. Он обещает как-то компенсировать возможные потери, но то, что это всего лишь слова, европейцы хорошо осознают.
Обращает на себя внимание и тот факт, что закон о санкциях был принят только во второй половине прошлого года, когда проект «Северного потока — 2» был практически согласован. Не будем забывать, что в США довольно сильное проевропейское лобби. Кстати, и санкции в рамках CAATSA пока никакие не приняты, есть только устные угрозы.
Безусловно, многое зависит от воли политического руководства Германии. Если Меркель поддастся уговорам, то проект «Северного потока — 2» будет закрыт или отсрочен. Сейчас мы увидим, насколько Германия самостоятельна. Недавно мы видели, что Болгария не смогла отстоять своё решение по «Южному потоку». Кстати, Болгарию уговаривали точно так же, как и сейчас Германию. Тоже приезжали эмиссары из Соединённых Штатов, грозили, раздавали обещания. Но всё-таки, думаю, что Германия так просто не сдастся.