«Исламское государство» переезжает поближе к России

Мир 26 сентября, 2018 / 13:31

Совет безопасности РФ предупреждает о повторении «сирийского сценария» в Афганистане. Так, по мнению российского руководства, в Исламской Республике могут прочно обосноваться боевики «Исламского государства» (запрещено в РФ). Версия, которую описывают в Совете безопасности, вызывает некоторые вопросы.

Об опасности воссоздания сирийской модели событий в Афганистане заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. На проходящих в Иране многосторонних консультациях по урегулированию ситуации в ИРА он заявил, что сценарий с созданием «халифата» возможен и на афганской территории. Высказывания секретаря Совбеза РФ привёл его пресс-секретарь Евгений Аношин. «Николай Патрушев отметил, что фактором деградации обстановки в Афганистане является деятельность международной террористической организации ИГИЛ, — рассказал Аношин, используя старое название «Исламского государства». — Он напомнил, что ещё в 2014 году многим казалось, что ИГИЛ не представляет серьёзной опасности для Ирака и Сирии». Помимо этого, Патрушев подтвердил готовность служб безопасности РФ к углублению сотрудничества с соответствующими органами Афганистана и другими региональными игроками.

На встрече в Тегеране представители Афганистана, Ирана, Индии и Китая поддержали создание единой с РФ базы данных террористов. Аношин, в частности, пояснил, что участники многосторонних консультаций положительно оценили подобную инициативу. «Они подчеркнули важность создания подобной базы для всех стран — участниц сегодняшней встречи», — сказал он. По словам представителя российского Совбеза, участники консультаций сошлись в оценках деятельности международных террористических организаций на территории Афганистана. «Они поддержали инициативу иранских коллег по формированию нового механизма на уровне секретарей Совбезов, обменялись мнениями по приоритетным задачам на афганском направлении», — добавил он. Когда единая база данных с членами террористических группировок начнёт действовать, пока не сообщалось.

Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look PressСекретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев

О том, что боевики ИГ «эвакуируются» из Афганистана, российская сторона говорила неоднократно. Причём каким именно образом приверженцам «халифата» удаётся пересекать иранскую территорию, которая пролегает между местами базирования террористов в Ираке и Сирии и Афганистаном, никак не объяснялось. Ответы на подобные вопросы не давали даже сами власти Исламской Республики, хотя публично упоминали о существовании потока террористов. Вопросы есть и к российской стороне: если гипотеза об укреплении ИГ в Афганистане верна, то выходит, что интенсивные операции ВКС РФ в Сирии не только не ликвидировали угрозу, но и привели к созданию опорной базы террористов под боком у России. У версии, согласно которой «халифат» скоро обоснуется в Сирии, есть ещё одна нестыковка — взаимоотношения «Талибана» (запрещён в РФ) и ИГ. Их, мягко говоря, сложно считать дружескими. С тем, что слова секретаря российского Совбеза оставляют некоторые вопросы, согласны в экспертной среде.

Ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко заявил News.ru, что заявление Патрушева о повторении «сирийского сценария» — не более чем метафора. «В отличие от Ирака и Сирии, где ИГ в 2013–2016 годах контролировало значительные территории, сопоставимые по размеру с некоторыми европейскими государствами, афганский филиал ИГ — "вилаят Хорасан" — сегодня уверенно присутствует лишь в одном уезде Ачин восточной провинции Нангархар. Зафиксированы попытки боевиков ИГ расширить своё влияние на некоторые другие уезды провинции Нангархар, а также Кунар и Хост, однако пока они не увенчались успехом, — отметил аналитик. — Более того, летом 2018 года талибы фактически полностью уничтожили североафганский филиал ИГ. Заявления о якобы происходящем сегодня росте численности боевиков ИГ в Северном Афганистане не находят подтверждения: за последние два месяца в северных афганских провинциях не зафиксировано ни одного боевого эпизода с участием сторонников "халифата". Напротив, заметно активизировались здесь боевики «Талибана», которые, по данным афганских спецслужб, пользуются поддержкой таких стран региона, как Пакистан и Иран».

Фото: Ho/ZUMAPRESS.com/Global Look PressБоевик «Исламского государства» (запрещено в РФ)

Реальная численность боевиков ИГ в Афганистане никому не известна, указал аналитик. «Действительно, в последнее время поступает информация об увеличении числа иностранных радикалов, стремящихся присоединиться к "вилаяту Хорасан", — признаёт Андрей Серенко. — Как правило, они проникают в Афганистан через Пакистан, реже через Иран, и пытаются попасть в Нангархар, где располагается "столица" афганского отделения ИГ. Несомненно, противостоять боевой миграции сторонников ИГ можно только совместными усилиями Кабула и стран региона, в том числе России, на территории которой нередко происходит процесс радикализации трудовых мигрантов из республик Центральной Азии. Они затем и стремятся присоединиться к отделениям "халифата" в Афганистане и Египте».

Цель сторонников «вилаята Хорасан» на сегодняшний день — это закрепление и расширение влияния внутри Афганистана, добавил эксперт. «О вторжении в центральноазиатские республики афганских сторонников ИГ речь пока точно не идёт, — уверен Андрей Серенко. — Реальной угрозой для стран Центральной Азии и России является сегодня не столько вторжение боевиков "халифата" с территории Афганистана, сколько радикализация собственной мусульманской молодёжи, которая подвергается пропаганде ИГ через соцсети и мессенджеры и из рядов которой выходят террористы-одиночки, пытающиеся реализовать на практике тактику "одинокого волка", несколько лет назад предложенную лидерами ИГ мусульманам, живущим в странах "куфра"». Как показывает практика, такие террористы-одиночки, нападавшие на граждан РФ в Санкт-Петербурге, Астрахани, Грозном, Сургуте и ряде городов Дагестана, не только никогда не бывали в Афганистане и не поддерживали связей с «вилаятом Хорасан», но и не выезжали в Сирию и Ирак. Их процесс радикализации и превращения в боевиков-одиночек происходил исключительно по месту постоянного жительства в РФ. Террористы такого типа сегодня являются для России более реальной угрозой, чем боевики ИГ в Афганистане, заключил Серенко.