Против России могут быть введены новые санкции из-за отравлений веществом «Новичок». Прокуратура Великобритании связала обстоятельства инцидента в Солсбери с эпизодом в Эймсбери и назвала имена двух подозреваемых мужчин. Ранее причастными полиция называла неизвестных мужчину и женщину. О том, к каким выводам пришли следователи и каких последствий ждать Москве — в материале News.ru.
5 сентября прокуратура Великобритании распространила в СМИ фотографии двух россиян, подозреваемых в отравлении бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии нервно-паралитическим веществом «Новичок». Личности вроде как удалось установить благодаря камерам наблюдения и оставшимся записям в аэропорту и отеле. По версии следствия, отравление совершили двое 40-летних мужчин, которые имели на руках российские паспорта на имена Александра Петрова и Руслана Боширова. При этом прокуратура допускает, что это вымышленные имена, а документы были изготовлены специально для операции против Скрипалей.
По мнению следователей, хронология произошедшего выглядит следующим образом. Днём 2 марта подозреваемые прибыли из Москвы в лондонский аэропорт Гатвик рейсом «Аэрофлота», позже они сняли отель в восточной части столицы. Днём 3 марта мужчины приехали в Солсбери для оценки обстановки, пробыли там полтора часа и уехали обратно в своей отель. Утром 4 марта они вновь прибыли в Солсбери, совершили отравление, днём вернулись в Лондон и на следующий день вылетели в Москву. В номере гостиницы, где останавливались Петров и Боширов, по сообщению правоохранителей, были найдены следы «Новичка».
Для совершения преступления россияне, как предполагает прокуратура, использовали привезённый из Москвы флакончик из-под духов Nina Ricci «Premier Jour» со специальным разбрызгивателем, куда и был залит «Новичок». В результате атаки Сергей и Юлия Скрипаль оказались в бессознательном состоянии, а позже были вынуждены долгое время проходить интенсивное лечение в больнице.
Обнародованная версия произошедшего позволила спецслужбам объяснить отравление недалеко от Солсбери, в Эймсбери. 30 июня там нашли в бессознательном состоянии 45-летнего Чарли Роули и 44-летнюю Дон Стёрджес, позже мужчина был выписан из больницы, а женщина скончалась. Следствие установило, что они пострадали от того же вещества, что и Скрипали. В то же время биография жертв, давно привыкших к асоциальному образу жизни, не позволяла связать их случай с преступлением в Солсбери. «Мы не видим доказательств связи двух последних пострадавших ни со Скрипалями, ни с предыдущим местом, где они были отравлены», — заявил в июле замглавы МВД Великобритании Бен Уоллес. Позже Чарли Роули рассказал, что случайно нашёл пузырёк с остатками «Новичка» под лавкой и решил подарить его своей спутнице, приняв находку за флакон духов.
Напомним, через два дня после инцидента в Солсбери британские СМИ опубликовали изображения подозреваемых мужчины и женщины (!), которых камеры наблюдения зафиксировали в местном торговом центре. Каким образом женщина в отчётах силовиков и британских СМИ, которым спецслужбы, очевидно, предоставляют информацию, превратилась в мужчину — не ясно.
После отчёта прокуратуры, 5 сентября, премьер Великобритании Тереза Мэй официально обвинила Россию в отравлении в Солсбери и Эймсбери. «Основываясь на информации, предоставленной разведкой, правительство пришло к выводу, что два человека, которых назвали полиция и Королевская прокурорская служба, — служащие российской военной разведки, также известной как ГРУ», — сказала она. Глава кабинета министров также заявила, что с большой долей вероятности преступники могут быть связаны с Кремлём. Бывший министр иностранных дел Соединённого Королевства Борис Джонсон подчеркнул, что Лондон будет требовать выдачи подозреваемых.
В российском МИДе уже отвергли все обвинения. «Опубликованные в СМИ имена, как и фотографии, нам ничего не говорят. Вновь призываем британскую сторону перейти от публичных обвинений и информационных манипуляций к практическому взаимодействию по линии правоохранительных органов. Многочисленные соответствующие запросы от российской стороны у Лондона имеются», — отметила официальный представитель министерства Мария Захарова. Помощник президента Юрий Ушаков по поводу британской версии выразил недоумение.
За два дня до обнародования фотографий и имён подозреваемых, 3 сентября, президент России Владимир Путин подписал указ, который относит к государственной тайне сведения о лицах, привлекаемых внешней разведкой, но не входящих в кадровый состав Минобороны, ФСБ и СВР. По мнению экспертов, таким образом закреплено право привлекать для выполнения спецопераций сотрудников частных военных компаний и прочих лиц.
Тереза Мэй уже заявила, что в связи с отравлением Скрипалей Великобритания намерена ввести новые санкции против России. «После того как мы выйдем из ЕС в 2019 году, мы наложим на Россию со своей стороны независимые санкции», — заявила она. Премьера горячо поддержали все представленные в парламенте партии. Лидер шотландских националистов в Палате общин Айан Блэкфорд сказал, что Россия должна столкнуться с единым фронтом всех политических сил, а лидер лейбористов Джереми Корбин похвалил британскую разведку и полицию и заверил правительство в поддержке любых мер в этом деле.
Напомним, первые ограничения из-за дела Скрипалей были введены уже в марте. 14 числа Мэй объявила о высылке 23 российских дипломатов, вслед за ней 26 марта это сделали США, Канада, Норвегия, Македония, Албания, Украина и 14 государств Евросоюза. В начале мая и в конце августа США ввели ограничительные меры против ряда российских компаний, сотрудничающих с Министерством обороны. 27 августа Вашингтон ввёл новые санкции, которые запрещают поставки в Россию оружия и продукции двойного назначения, а также выдачу кредитов любыми госучреждениями Штатов.
У информации о подозреваемых в отравлении Скрипалей и способе транспортировки «Новичка» (кустарный флакон духов) два основных адресата, написал в Telegram-канале Bunin&Co вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Первый — британское общественное мнение, которое в этом вопросе находится на стороне Терезы Мэй, но ждет новых доказательств (на слово политикам после иракской войны верят неохотно). Второй — и это важнее для России — США, которые намереваются ввести второй этап санкций по «делу Скрипалей», если Россия не допустит американских инспекторов на российские предприятия и в лаборатории (а это невозможно), заметил эксперт.
Тереза Мэй должна реагировать на такие вещи, как отравление Скрипалей, если не хочет потерять власть. Великобритания может ввести практически любые санкции против России, прежде всего против российских компаний и некоторых граждан РФ.— Сила американских санкций в том, что они могут быть наложены на любые иностранные компании, сотрудничающие с Россией.
— Великобритания всегда говорила, что собирается внешнюю и оборонную политику координировать с Евросоюзом. Лондон не хочет ссориться с Брюсселем, поэтому он не будет накладывать ограничения на европейские компании, которые продолжат сотрудничать с российскими предприятиями. В этом плане британские санкции не имеют такого масштаба, как американские.
— Могут ли ввести ограничения на активы крупных предпринимателей, хранящиеся в Великобритании?
— Мэй подчеркнула, что Великобритания уже приняла законодательные акты, которые позволяют более тщательно изучать происхождение зарубежных активов в стране. При этом премьер заявила, что в этом направлении усилия Лондона будут продолжены. Так что можно ожидать усиления давления на российских бизнесменов, которые хранят активы в Соединённом Королевстве.