На фоне относительной стабилизации ситуации в Сирии, на территории которой уже восемь лет продолжается война, местные производители активно ищут рынки сбыта для своих товаров и присматриваются к российскому. О том, появятся ли сирийские товары на прилавках наших магазинов и какие трудности поджидают их производителей — в материале News.ru.
В Манеже проходит четвёртая международная выставка Arabia-EXPO 2019 (8–10 апреля), на которой компании из арабских стран представляют свои товары наряду с российскими участниками. Среди них есть и производители из Сирии. По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Владимира Падалко, участие в выставке принимают представители 15 различных сирийских компаний. News.ru удалось побеседовать с некоторыми из них.
Управляющий компании по производству консервированных продуктов Dak, базирующейся в Дамаске, Самер Менза рассказал, что для него это уже не первая попытка зайти на российский рынок. Так, год назад он уже привозил свою продукцию на выставку в Крым, однако никаких контрактов на тот момент заключить не удалось. Поэтому он решил ещё раз попытать счастья и найти российскую компанию, которая сможет вывести его продукцию на местный рынок. По словам Мензы, главная проблема — слишком высокие ввозные пошлины, устанавливаемые Россией на товары из Сирии, которые делают бизнес нерентабельным. При этом Dak поставляет свою продукцию не только в страны арабского мира, но и в Европу, подчёркивает управляющий.
О проблеме высоких ввозных пошлин заявил News.ru и генеральный директор компании Triview Electronix Джиах Худари. По его словам, они готовы поставлять на российский рынок продукцию из Дамаска, якобы сопоставимую по качеству с китайской и южнокорейской, но за меньшую цену, однако за счёт размера пошлин конечная стоимость производимой электроники будет превышать аналоги из других стран.
Тем не менее проблемы с пошлинами — не единственное, что беспокоит сирийских производителей. Важным вопросом остаётся логистика. Как объяснил представитель Aladel Company из Алеппо, до войны их компания, как и несколько других швейных фабрик, производящих ткани, одежду и шторы, поставляла свои товары в Россию. Но сейчас сделать это гораздо труднее, поскольку единственный вариант — это морская перевозка, стоимость которой довольно высока из-за низкого объёма товарооборота. Пока же производители безуспешно пытаются выйти на российский рынок.
При этом один из участников выставки на условиях анонимности рассказал о том, что существует проблема контрабанды сирийских товаров под видом товаров из Турции и Египта. По его словам, некоторые сирийские предприятия переправляют свою продукцию в соседние страны, где на них ставят турецкий или египетский лейбл и отправляют на продажу в другие государства, включая Россию. Так удаётся избежать высоких ввозных пошлин на сирийские товары, сохранив низкую стоимость их производства. При этом собеседник News.ru выразил уверенность, что при снижении размера российских пошлин удастся частично вывести рынок из тени.
Сразу несколько опрошенных представителей сирийских компаний рассказали News.ru, что «на полях» Arabia-EXPO 2019 запланированы переговоры между представителями двух стран по вопросу снижения пошлин, и выразили надежду на их успех. Вместе с тем официальные лица единогласно заявляют о том, что все возможные проблемы для развития российско-сирийского товарообмена решены, не акцентируя внимания на неудобных моментах.
Решены два стратегических вопроса: вопрос логистики и вопрос взаиморасчётов. Я не скажу, что это полностью решено, но главное, что сейчас можно рассчитываться, подписывать соглашения и передвигать в одну и другую сторону контракты. Единственным условием является то, что компании, обращающиеся в наши банки и логистические компании, должны иметь при себе рекомендацию от деловых советов: российский экспортёр — от российско-сирийского делового совета и наоборот, — своеобразно пояснял механизм вице-президент российской ТПП «на полях» выставки.
Первая попытка официального захода сирийских товаров на российский рынок была предпринята в прошлом году на Ялтинском международном экономическом форуме. Тогда был поднят вопрос о возможности запуска морского пути и использования крымских портов для доставки сирийских грузов. Конкретные рамки взаимодействия были обозначены после визита крымской делегации в Сирию в октябре 2018 года, когда был подписан меморандум об экономическом сотрудничестве и утверждён план совместных действий. Предполагалось, что Россия и Сирия создадут совместный торговый дом и судоходную компанию для взаимных поставок товаров.
Как заявлял в конце декабря министр промышленной политики Крыма Андрей Васюта, две эти компании будут работать как юридические лица РФ.
Мы договорились с сирийцами, что торговый дом и совместная судоходная компания будут субъектами Российской Федерации, мы создаём их в Крыму, это наши юрлица. Торговый дом в Симферополе зарегистрирован. Валютой общения с сирийцами будет являться рубль. Это очень удобно для нас и не вызывает никакого негатива у сирийцев, — цитировало РИА Новости Васюту.
Позднее зампред Совета министров Крыма Георгий Мурадов в мартовском интервью РИА Новости отметил, что регистрация торгового дома находится в завершающей стадии, а учреждение совместной судоходной компании потребует нескольких месяцев. Тем не менее, по его словам, первые грузы могут быть отправлены уже в ближайшее время на попутных судах.
До «арабской весны» в Россию из Сирии поставлялось два наименования: сельхозпродукция и текстиль. После того как Алеппо перешёл под контроль оппозиции, поставки текстиля резко сократились, а после возвращения его под контроль Дамаска — прекратились вовсе.
Поставки товаров в Крым, наверное, выглядят реалистично, особенно если речь идёт о тех компаниях, которые уже находятся под европейскими санкциями. Учитывая, что денег у сирийцев нет и расплачиваться они могут только сельхозпродукцией, это может стать предметом бартерных сделок. Других причин, как и особой потребности российского рынка в сирийской продукции, я не вижу. В любом случае, с нашей стороны это будет некая благотворительность. Нет серьёзных драйверов, которые могли бы позволить Сирии выйти на более высокие объёмы поставок. Пока их объём настолько мизерный, что не может стать предметом крупных сделок. Задача вывести торговлю на высокий уровень — задача явно не краткосрочной перспективы.