Бывшая активистка движения FEMEN Оксана Шачко покончила с собой 23 июля в Париже, где жила последние годы. Как полагают соратники 31-летней девушки, причиной самоубийства могло стать недовольство отношением к себе со стороны общества.
FEMEN зародилось в Киеве в 2008 году и позиционировало себя как движение, которое борется за свободу слова и права женщин, против сексуальных домогательств и сексуальной эксплуатации. Незарегистрированная организация быстро получила известность благодаря ярким перформансам, на которой активистки обнажали грудь. Первые акции прошли в Киеве, но о них рассказали не только украинские, но также российские и европейские СМИ. Через некоторое время про FEMEN сняли документальный фильм журналисты китайского телеканала. Известность способствовала тому, что в движение, в котором изначально было всего несколько человек, пришли сотни активистов, а вскоре его отделения появились в некоторых странах Европы и даже на Ближнем Востоке. Например, в 2012 году в Стокгольме прошла акция «Нет шариатской конституции». Тогда у власти в Египте находились «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России), которые предложили свой вариант основного закона страны. В акции приняла участие полностью обнажённая активистка из Египта Алия аль Махди, которая была вынуждена покинуть родину из-за преследований. Росла симпатия к организации и со стороны людей искусства. Так, логотип движения разработал и подарил активисткам известный российский дизайнер Артемий Лебедев.
Филиалы FEMEN проводили акции в разных странах и на разные темы. Они бегали полуодетыми в Соборе Парижской Богоматери, когда добровольно отрёкся от престола римский папа Бенедикт XVI, и в московском Храме Христа Спасителя в поддержку российской несистемной оппозиции. Активистки обнажали грудь в присутствии Владимира Путина и Ангелы Меркель, президента Чехии Милоша Земана и бывшего директора МВФ Доминика Стросс-Кана.
Активистки FEMEN выступали против властей государств, религиозных лидеров, деятелей искусства и функционеров политических партий. Их критиковали телеведущие, поборники традиционных ценностей, священники, артисты и политики. Их называли угрозой стабильности и бесстыжими. «Снова беда над державой Российскою, горько шумит тёмный лес, с запада движется рать феминистская, грозные девки топлесс», — в шутливой форме изобразил идущую от FEMEN угрозу устоявшемуся порядку российский поэт Всеволод Емелин.
В большинстве стран мира акции FEMEN расцениваются как мелкое хулиганство, а потому за вызывающие широкий резонанс акции активистки отделываются мелкими штрафами или административным арестом на несколько суток. Поэтому некоторые правоохранители решили действовать незаконными методами, например, белорусский КГБ. В 2011 году после акции в Минске против президента Александра Лукашенко, как рассказали позже активистки, сотрудники госбезопасности отвезли их в лес, избили, остригли волосы, облили маслом, грозились поджечь, а потом увезли в другую область и оставили без денег и документов.
Далёкими от области права методами стали бороться с FEMEN и на Украине во время президентства Виктора Януковича. В 2013 году активистки решили перебраться в Париж, поскольку, по их словам, им поступало множество угроз, против них осуществлялись провокации. «Последняя провокация против движения была подготовлена и реализована украинскими правоохранительными органами, в результате которой в киевский офис движения были подброшены огнестрельное оружие, взрывчатка и фотопортреты Путина и патриарха Кирилла», — рассказали тогда в движении журналистам
.
Перебравшиеся во Францию активистки редки на протест. В январе они устроили акцию против приезда в Париж президента Турции Реджепа Эрдогана. Одетые в юбки официантов они держали плакат «В меню: тушеные журналисты, рубленные права человека, пюре из свободы слова». Их быстро задержала полиция.
Но главная проблема — в демократической Франции протесты практически оставались незамеченными. Если на Украине или в России их акции с обнажённой грудью были ярким зрелищем и смелым поступком, то во Франции они превратились в рядовые события. Помимо FEMEN там много общественных активистов, которые борются за женское равноправие, за права ЛГБТ, против сексуальных домогательств.
Покончившая с собой Оксана Шачко в последнее время отошла от деятельности движения, также как и стоявшие у истоков FEMEN Яна Жданова и Александра Шевченко. По информации BBC, у всех троих произошёл конфликт с лидером движения Анной Гуцол. Оксана Шачко серьёзно занялась живописью и рисовала антирелигиозные картины. Но если на постсоветском пространстве её могли бы судить за оскорбление чувств верующих, то в Париже художница спокойно проводила выставки своих работ, получала восторженные отзывы критиков. В прошлом году её творчество было оценено приёмной комиссией французской Академией изящных искусств, куда она поступила учиться.
Оксана Шачко зарабатывала хорошие деньги, была востребована как художница, фотомодель и артистка, у неё был молодой человек. Внешне у неё была вполне устроенная жизнь. Однако, как рассказала Яна Жданова, самоубийство Шачко не стало неожиданностью для тех, кто её знал. «Оксана — очень тонкого склада человек, она всегда была очень чувствительная. Для нас всех переезд за границу был стрессом, и каждый переживал это по-своему. Это проблемы с тем, как мир отнесся к ней», — сказала Жданова. Автор телеграм-канала Paris Burns также утверждает, что Шачко за последние два года ранее дважды пыталась покончить с собой.
Сообщается, что в предсмертной записке, обращённой к французской богеме, Оксана Шачко написала по-английски: «Вы все — фейки».