Саудовский кронпринц меняет США на Азию

Мир 17 февраля, 2019 / 11:04

Саудовский правящий дом, похоже, нашел «замену» отношениям с США, которые были испорчены скандалом, связанным с убийством журналиста Джамаля Хашогги. В воскресенье, 17 февраля, наследный принц начал своё турне по азиатским странам. Первый пункт назначения члена монаршей семьи — Пакистан, страна, граничащая с главным геополитическим соперником Эр-Рияда — Ираном. За ним последуют Индия и Китай. Поездку принца Мохаммеда называют важной с точки зрения перемены во внешнеполитических ориентирах королевства.

Политика Саудовской Аравии меняет своё направление — так западная пресса отреагировала на анонсированное турне принца Мухаммеда в страны Азии. Скорее всего, наследника престола ожидает тёплый приём: главные вопросы, которыми он планирует заняться в ходе визитов, — это инвестиции и торговля. Поездка Мохаммеда начинается чуть позже, чем это планировалось. Задержка визита ничем не объясняется. Повестка переговоров принца в Пакистане носит конфиденциальный характер, однако известно, что ему предстоит заключить ряд меморандумов о взаимопонимании по поводу инвестиционной активности, включая создание в Исламской Республике нефтеперерабатывающего завода стоимостью $10 миллиардов. В Исламабаде принца будут сопровождать примерно 1,1 тыс. человек (120 — гвардейцы, которым предстоит обеспечить охрану). Специально для этого в столице Пакистана зарезервировано восемь отелей.

Пакистану важна саудовская финансовая помощь в условиях похолодания отношений с Соединёнными Штатами из-за нерешённости афганского вопроса. Равно как и для Эр-Рияда важен Пакистан, имеющий общую границу с докучающим саудовскому правящему дому Ираном.

По непонятным пока причинам визит Мухаммеда был отменён в двух странах Юго-Восточной Азии — Индонезии и Малайзии. И там и там наследный принц должен был подписать ряд соглашений, обещающих Джакарте и Куала-Лумпуру приток денег из Персидского залива. Планировалось, что в Малайзии он откроет нефтеперерабатывающий комплекс Pengerang, совместное предприятие энергетических гигантов двух государств. Пока, вероятно, с этим придётся повременить, хотя саудовско-индонезийская повестка достаточно обширна. Однако важно то, что на пути наследного принца будут такие важные страны, как Китай и Индия, с которыми у саудовского руководства также свои планы по увеличению инвестиционного сотрудничества. А самое главное, что этим странам нечего предъявить Мохаммеду с точки зрения соблюдения прав человека, отмечают наблюдатели.

Фото: Jochen Tack/Global Look PressВид на Персидский залив

Правительство Нарендры Моди вложило много времени и сил в укрепление отношений с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами (ОАЭ). Визит Моди в Эр-Рияд в 2016 году дал импульс контактам в сфере безопасности и экономики. Совсем недавно премьер Индии встретился с наследным принцем «на полях» саммита G20 в Аргентине, речь шла о саудовских инвестициях в Национальный инвестиционный и инфраструктурный фонд Индии. Дели, как известно, воздерживается даже от намёка на критику саудовской политики в Персидском заливе — касается ли это войны в Йемене или катарской блокады.

Азиатское турне Мохаммеда сравнивают с его поездкой в Соединённые Штаты весной 2018 года, в ходе которой он встречался не только с представителями американского руководства, но и с такими видными бизнесменами, как основатель Amazon Джефф Безос. Тогда саудовский принц пытался скорректировать имидж королевства на Западе, испорченный неоднозначными зарубежными кампаниями и проблемой с соблюдением прав человека. Однако исправить взгляд западного сообщества на Саудовскую Аравию не удалось: 2 октября в саудовском консульстве в Стамбуле пропал журналист Джамаль Хашогги, который считался критиком правящего дома. После этого ряд западных стран выступили за сокращение военных связей с Эр-Риядом, а Конгресс США поддержал идею прекратить американскую помощь королевству. Вероятно, от американских законодателей стоит ожидать других шагов, направленных на ограничение отношений с Саудовской Аравией. Сейчас Турция намерена передать «дело Хашогги» на рассмотрение в международный суд.

Возможно, поездку наследного принца действительно стоит рассматривать как попытку королевства найти поддержку на Востоке, в то время как для него закрываются двери на Западе.