27 сентября на министра обороны США Джеймса Мэттиса и генсека НАТО Йенса Столтенберга было совершенно покушение. Во время их необъявленного визита в столицу Афганистана боевики атаковали международный аэропорт имени Хамида Карзая. Ответственность за акцию взяли на себя сразу две организации — «Талибан» и «Исламское государство» (обе запрещены в России). Но кто бы ни был ответственным за нападение, в момент атаки министр обороны находился в другой части Кабула на пресс-конференции с президентом страны Ашрафом Гани. К слову, в июне 2016 года талибы и ИГ также оспаривали ответственность за атаку смертника на охранников посольства Канады.
Информация о нападении на аэропорт до сих пор разнится. Первоначально СМИ, ссылаясь на сотрудника безопасности аэропорта, сообщили об атаках смертников и нескольких десятках ракет, которые были запущены из двух точек. Затем два командира талибов на условиях анонимности сообщили NBC News, что о визите Мэттиса им стало известно от своих источников в аэропорту Кабула и в афганской службе безопасности. По их словам, всего было выпущено только шесть ракет, которыми планировалось поразить «самолёт министра обороны США и находящихся рядом представителей НАТО». Как заметило издание The Washington Post, для официальных поездок министр обороны перемещается на самолёте «судного дня» E-4B с символикой США, но для поездок в военные зоны использует «серые» самолёты ВВС. В данном случае — стратегический военно-транспортный С-17. Пресс-секретарь «Талибана» Забихулла Муджахид подтвердил, что целью атаки были министр обороны и другие официальные лица Америки.
Позже глава аэропорта Якуб Расули сообщил о некоторых деталях: обстрел под «прикрытием гражданских лиц» вёлся из района Дех Сабз, ракеты уничтожили один вертолёт и повредили три. Министерство внутренних дел заявило, что один гражданский погиб и по меньшей мере 11 ранено в результате попадания одной ракеты в дом, расположенный недалеко от аэропорта. По соображениям безопасности на время были отменены все запланированные авиарейсы.
В интервью RT эксперт по Афганистану Наталия Ханова обратила внимание на то, что сообщение о проведении атаки заранее появилось на одном из сайтов талибов. Размещая информацию о запланированных атаках вперемешку с ложными сообщениями, они, возможно, пытались запутать службы безопасности.
— Я не могу утверждать на 100%, но американцы, как правило, прилетают в аэропорт Баграм, а оттуда на вертолётах или автомобилях перебираются в центр Кабула. Объект в Баграме достаточно хорошо защищён, и там достаточно сложно подобраться для обстрела взлётно-посадочной полосы. Кстати, о прилёте натовцев талибы могли просто догадаться — американцы совершают сразу несколько визитов, а Мэттис только недавно был в Индии. Кроме того, президент США Дональд Трамп 21 августа в своём обращении к нации объявил о «новой афганской стратегии» Вашингтона, поэтому приезд шефа Пентагона, впрочем, как и генсека НАТО, был ожидаем. Нападением на аэропорт талибы хотели продемонстрировать, что они сильнее, а американцы не могут контролировать ситуацию. ИГ заявило о своей причастности к обстрелу в пиар-целях, даже несмотря на то, что в ряде районов отмечались случаи сотрудничества талибов и «халифата» — в том же Кундузе.
Руководитель центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт РСМД Кирилл Семёнов:
— «Талибан» обладает довольно разветвлённой агентурной сетью и вряд ли бы допустил работу каких-либо групп ИГ на их территории. К тому же «халифат» имеет довольно ограниченные разведывательные возможности просто потому, что численность отрядов ИГ в Афганистане в 30 раз меньше, чем численность «Талибана». Учитывая такой расклад сил (30 тысяч талибов против одной тысячи боевиков ИГ), этим двум организациям нет никакого смысла сотрудничать. Хотя ясно, что афганским властям для решения своих задач легче ставить знак равенства между ИГ и талибами. Судя по всему, «Исламское государство» уже на волне резонанса решило «разделить» ответственность за атаку: оно опубликовало сообщение через своё агентство Amaq и заявило о больших жертвах, что объяснимо — в условиях территориальных потерь в Сирии и Ираке организации необходимо «давать пищу» своим сторонникам по всему миру.