После июньского американо-северокорейского саммита в Сингапуре стороны демонстрируют оптимизм, однако по факту оказались в тупике. Несмотря на заявления президента Дональда Трампа о том, что со стороны Северной Кореи больше нет ядерной угрозы, Ким Чен Ын не торопится проводить окончательную денуклеаризацию. В свою очередь, США также не спешат выполнять свои обязательства по выводу войск из Южной Кореи.
С тех пор, как Трамп и Ким Чен Ын провели историческую встречу, договорённости между странами не сдвинулись с мёртвой точки. Но после анонсированной на февраль новой встречи у сторон больше не будет возможности увиливать от заключения соглашений, приводит The Washington Times мнение экс-сотрудника ЦРУ, ныне работающего в центре исследований Азии американского Фонда «Наследие», Брюса Клингера.
«США и Северная Корея не добились никакого прогресса в деле денуклеаризации со времени саммита в Сингапуре. Дело не в том, что процесс сорван, он просто никогда и не двигался с места, — отметил Клингер. — Во время второго саммита Трамп должен потребовать от Северной Кореи сделать ощутимые шаги в направлении денуклеаризации».
В минувшие выходные Дональд Трамп написал в своём Twitter, что у него состоялась «невероятная» встреча с северокорейским ядерным посланником Ким Ён Чолом в Белом доме — по итогам разговора был достигнут «большой прогресс» в вопросе сокращения арсеналов ядерного оружия.
«СМИ не дают должного признания потрясающему прогрессу, которого мы достигли с Северной Кореей. Подумайте о том, где мы были в конце президентства Обамы по сравнению с сегодняшним днём. Отличная встреча на этой неделе с высокопоставленными представителями. С нетерпением жду встречи с председателем Кимом в конце февраля!» — написал Трамп.
Второй саммит с северокорейским лидером Ким Чен Ыном намечен на конец февраля, но место проведения встречи ещё не озвучено. Предположительно, Вашингтон и Пхеньян рассматривают в качестве площадки Вьетнам.
После двусторонней встречи в Сингапуре Северная Корея прекратила испытания ядерного оружия, но недавно Ким Чен Ын заявил, что Пхеньян будет привержен полной денуклеаризации только в том случае, если США выведут свои войска из Южной Кореи. Считается, что американские чиновники идут на новый саммит с пониманием того, что их первоначальный подход к переговорам зашёл в тупик, считают журналисты The Atlantic: они могут последовать примеру Северной и Южной Кореи, которые добились впечатляющих успехов в примирении (частично демилитаризировали укреплённые границы и ищут возможность для объединения железных дорог) и выбрать формулу взаимных двусторонних соглашений. Но некоторые аналитики скептически относятся к подобному развитию событий, считая, что Пхеньян получит желаемое и при этом сам ничего не потеряет, добавляет издание.
Формально Вашингтон ещё в апреле 2018 года озвучил условия снятия санкций с Северной Кореи.
«Наша цель — денуклеаризация полуострова. Мы продолжим кампанию по оказанию максимального давления до тех пор, пока мы не увидим конкретных действий по полной денуклеаризации, — отмечала пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс. — Никакие санкции не будут сняты, пока мы не увидим конкретных действий, предпринятых Северной Кореей».
Второй саммит может стать важным шагом на пути к разрядке двусторонних отношений, вопрос заключается только в размере этого шага, отмечает News.ru ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов.
«Сам факт встречи лидеров двух сторон, уровень взаимной демонизации которых ранее был запредельным, — важный момент. Первый саммит дал общие контуры взаимодействия, но карт, которые сейчас каждая из сторон может выложить на стол без реального урона, не так много, — говорит Асмолов. — Ким, во всяком случае, озвучил свои предложения в новогодней речи: он готов демонтировать реакторы в Йонбене, но чётко подчеркнул, что будет ждать ответных шагов. Северокорейцы подчёркивают, как говорили в одном из боевиков, танго — это танец для двоих».
В Пхеньяне хотели бы заключить с Сеулом мирный договор о завершении Корейской войны и добиться смягчения санкций, добавляет кореевед. Однако проблема в том, подчёркивает Асмолов, что если в России американо-северокорейский диалог объясняют доброй волей Ким Чен Ына, то в США рассматривают его решение с точки зрения действенности санкций, поэтому, по мнению американцев, их снижать нерационально.