Россию заподозрили в подготовке апокалипсиса

Мир 16 апреля, 2018 / 17:35

Британские спецслужбы заподозрили Россию в подготовке кибератак на критически важные центры информации Соединённого Королевства и сливе компромата на политиков страны в качестве ответа на ракетные удары по Сирии в ночь на 14 апреля. Однако спецслужбы Великобритании готовы к такому повороту событий и смогут достойно ответить. Об этом со ссылкой на собственные источники в структурах британской безопасности пишет издание The SundayTimes. News.ru разбирался, насколько основательны обвинения Лондона.

К атакам России готовы, но просят её не горячиться

По сведениям TheSundayTimes, российские хакеры могут, в частности, атаковать национальную энергосистему Великобритании (National Grid) или национальную службу здравоохранения (National Health Service). Также по данным издания может быть опубликован компромат на «министров, членов парламента и других высокопоставленных лиц».

Одновременно источники газеты заявили, что Британский центр правительственной связи (GCHQ) и Министерство обороны готовы ответить «пропорционально».

Публикации The SundayTimes предшествовал ряд заявлений британских политиков. Об обнародовании Москвой компромата недавно говорила премьер Тереза Мэй. Министр иностранных дел Борис Джонсон неоднократно обвинял Москву в попытках разрушить демократические основы западного мира, в том числе посредством кибератак и вмешательств в выборы в других странах.

При этом Джонсон в интервью BBC заявил, что Великобритания вовсе не стремится к эскалации напряжённости с РФ и нацелена на сотрудничество. Говоря об атаках на Сирию, Джонсон попытался заверить общественность, что Лондон не ставит задачи свержения Башара Асада или изменения обстановки в Сирии. Можно предположить, что Джонсон посылает определённый сигнал российскому руководству: для кибератак нет причин, отвечать за Сирию нам тоже не нужно, поскольку больше мы бить по ней не будем.

Великобритания первой начала запугивать Россию кибератаками

13 марта, через 9 дней после того, как бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия были найдены в бессознательном состоянии на скамейке в Солсбери, газета TheTimes со ссылкой на высокопоставленные источники в британском кабинете министров сообщила, что правительство Соединённого Королевства в качестве ответа на отравление Скрипалей (12 марта Тереза Мэй официально обвинила в этом Москву) готовит кибератаку на правительственные учреждения России. Сообщалось, что британское Минобороны и Центр правительственной связи страны ускоряет разработку совместной вредоносной компьютерной программы.

В Москве к угрозе отнеслись серьёзно. Посольство РФ в Великобритании тут же потребовало объяснений и предположило, что решение о начале атак может быть принято уже 14 марта на заседании британского Совета по национальной безопасности.

Позже никаких сообщений о кибератаках на российские официальные учреждения не поступало. Но остался факт обсуждения возможности использования компьютерных сетей ради достижения политических целей.

Вирусы запускают не государства, но ущерб от них огромный

В начале февраля The Financial Times со ссылкой на доклад Национального центра кибербезопасности (NCSC) написала, что британские спецслужбы в 2017 году отразили 54 млн кибератак и закрыли 120 тысяч ложных веб-сайтов. По данным NCSC, большинство взломов осуществили преступные группы, ставившие целью кражу средств и получение информации в коммерческих целях.

Что целью хакеров становятся в основном не государственные учреждения, а взломами занимаются не из-за политических убеждений, говорят и другие специалисты. И что по-настоящему может подорвать стабильность в том или ином государстве, так это именно использование компьютерных программ для извлечения незаконной прибыли.

В конце 2017 года заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов оценил потери российской экономики от кибератак в сумму около 600 млрд рублей. Это примерно 0,65% всего ВВП страны (89 трлн рублей) и больше, чем государство потратило в том же году на всю систему образования (549 млрд рублей). По оценке Кузнецова, общий годовой ущерб для мировой экономики составляет около 1 трлн долларов (около 1,2% совокупного ВВП всех стран).

На защиту от киберпреступности государства и компании будут тратить с каждым годом всё больше средств. По оценке участников состоявшего 1 февраля в Москве Национального форума информационной безопасности, в 2016 году рынок информационной безопасности в мире составил 82 млрд долларов, к 2020 году он вырастет до 100 млрд.

Соревнования по взломам или помощь?

От компьютерных взломов страдают во всех странах. Поэтому логично объединение усилий государств, а не их соревнование в том, кто привлёк на службу хакеров с лучшими навыками.

В феврале 2017 года президент занимающейся разработкой программного обеспечения американской компании Microsoft Брэд Смит предложил высокотехнологичным компаниям сформировать некую «цифровую женевскую конвенцию» по борьбе с кибератаками. Смит тогда отметил, что позитивные подвижки в этом направлении имеются. В частности, в 2015 году между правительствами США и Китая было подписано соглашение о недопущении кражи интеллектуальной собственности. По мнению президента Microsoft, мир стал бы безопаснее в случае заключения договора об отказе осуществлять кибератаки друг против друга между Россией и США.

После встречи с президентом России Владимиром Путиным на саммите G-20 в Гамбурге 7 июля 2017 года американский лидер Дональд Трамп написал в Twitter, что обсуждал с главой РФ «вопрос создания непроницаемого подразделения по кибербезопасности». По мнению Трампа, сотрудничество позволило бы избежать взаимных обвинений в хакерских атаках на выборах и «многих негативных вещей». Но инициатива Трампа встретила критику со стороны американского истеблишмента.

Государства всё-таки призывают хакеров

К настоящему моменту в мире было много скандалов, связанных с кибератаками. В основном, в связи с кражей средств из банков. Но человечество знает также о краже данных 22 млн госслужащих США в 2015 году. Тогда свой пост была вынуждена покинуть директор американского управления по персоналу Кэтрин Арчулета.

В апреле 2016 года хакеры заполучили персональные данные около 50 млн граждан Турции и выложили их в открытом доступе. Файл содержал личную информацию в том числе о премьер-министре Ахмете Давутоглу и бывшем президенте страны Абдуллахе Гюле.

В мае 2016-го стало известно о краже у более 272 млн пользователей крупнейших сервисов электронной почты логинов и паролей. В том же году в Интернете можно было купить личные данные (дату рождения, адрес, телефон) более 200 млн клиентов консалтинговой компании Experian plc.

Но пока ни за одним скандалом нет доказанного участия того или иного государства. Политики США обвиняют Россию во вмешательство в президентские выборы 2016 года, заявляют о попытках Москвы повлиять при помощи хакеров на выборы в Мексике, Чехии и других странах. Похожие обвинения звучат в адрес Китая, КНДР, Ирана. В 2017 году бывший тогда министром обороны Великобритании Майкл Фэллон даже пообещал нанести ракетные удары по хакерам с «воздуха, земли, воздуха». Правда заметил, что где находятся атакующие Великобританию киберпреступники и в чём конкретно урон от них, он пока не знает.

В то же время тревогу вызывают именно заявления представителей государств о готовности такие атаки осуществить. В январе этого года издание South China Morning Post опубликовало материал, в котором утверждалось, что Китай решил достичь военного превосходства над США именно использованием компьютерных программ. По сведениям издания, в стране отобрали 120 учёных в области искусственного интеллекта и квантовых технологий. Их задача — разработать технологию, чтобы в случае боевых действий командование противника потеряло связь с войсками, а самолёты и корабли стали неуправляемыми. Насколько это правда, вопрос остаётся открытым. Но сам факт публикации заставляет задуматься над созданием эффективного кибероружия и другие страны.

Публикации британской прессы о готовящихся атаках «русских хакеров» или о разработке вредоносных программ для атак на Россию способствуют нагнетанию напряжённости. Тем более, что для многих кибератаки представляются как совершенно непонятное и в то же время апокалиптическое оружие.