США не должны бояться российско-китайского «альянса» в Центральной Азии, говорится в свежем исследовании Брукингского института. В докладе под названием «Китай в Центральной Азии», с которым ознакомился NEWS.ru, констатируется: между Москвой и Пекином наблюдается значительное недоверие, чтобы можно было с уверенностью говорить о перспективах некоего кондоминиума стран в регионе. На такой характер отношений между двумя государствами указывают и другие исследователи.
Аналитики Брукингского института сконцентрировались на том, как Америке стоит выстраивать свою политику в регионе с учётом различных факторов. Они рекомендуют администрации президента США заново взвесить все дипломатические инструменты.
Опасения, что китайско-российский кондоминиум подорвёт суверенитет Центральной Азии, не получили развития. На самом деле Китай и Россия по-прежнему настороженно относятся друг к другу в регионе, кивая и улыбаясь, — отмечают авторы доклада.
По их оценкам, не в пользу КНР говорит восприятие жителей стран региона, которые хорошо помнят «колониальное прошлое».
В то же время Китай не может отвернуться от северного соседа Центральной Азии (имеется в виду Россия. — NEWS.ru), который будет ревностно следить за всем, что происходит, — говорится в докладе Брукингского института.
Несмотря на это, исследователи признают, что китайское экономическое присутствие позволило центральноазиатским государствам значительно улучшить свою инфраструктуру и другие возможности, которые были ранее недоступны, диверсифицировать источники внешнего интереса, поднять свой дипломатический профиль. Несмотря на то что в перспективе действительно могут возникнуть риски чрезмерной экономической зависимости стран от Китая, «китайские рынки и инвестиции обеспечивают необходимое развитие и интеграцию, без чего страны Центральной Азии оказались бы в наихудшем экономическом положении», отмечают эксперты. Проблема для региональных государств заключается в том, что они обладают инвестиционными профилями высокого риска, что затрудняет поиск средств развитых стран или международных финансовых учреждений на инфраструктурные проекты.
Баланс сил в регионе регулярно подвергается изменениям. Важным фактором в Центральной Азии скоро станет вывод иностранного контингента из Афганистана. Несмотря на то что аналитики говорят об опасности подобных действий, Москва смотрит на ситуацию иначе.
Не считаем, что вывод американских войск из Афганистана чреват ростом угроз для государств Центральной Азии. Скорее, присутствие контингентов США и НАТО является раздражителем для вооружённой оппозиции и препятствием для стабилизации обстановки в стране, — заявила накануне на своём регулярном брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
По её словам, российская сторона исходит также из того, что нормализация обстановки в Афганистане позволит официальному Кабулу эффективнее бороться с действующими угрозами терроризма и наркопреступности. Так российский дипломат ответила на просьбу прокомментировать сообщения о беспокойстве стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в связи с ростом угроз из-за вывода иностранных сил из Афганистана.
Отдельно Захарова указала на то, что Москва укрепляет потенциал своей военной базы в Таджикистане. Эти слова не могут не дать повод для наблюдателей говорить о расширении военного присутствия РФ в Центральной Азии. Интересно, что в своём недавнем ревью российской прессы эксперты американского Джеймстаунского фонда пришли к выводу, что военные РФ в настоящее время пересматривают свои взгляды на роль Пекина не только в Таджикистане, но и во всей Центральной Азии.
Не исключено, что российские стратеги стали интерпретировать китайскую политику в регионе несколько иначе, чем раньше, — как попытку бросить вызов Кремлю, предполагают исследователи. Как бы то ни было, но ни Москва, ни Пекин никогда не признают существование подобных тревог: жёсткую критику Россия позволяет себе исключительно в адрес западных партнёров. Тем не менее это не исключает того, что предполагаемые шероховатости отношений двух стран в Центральной Азии будут учтены теми, кто принимает решения в США.