Россия, Турция и Иран сошлись в Сочи

Мир 22 ноября, 2017 / 19:51

Президент России Владимир Путин назвал трёхсторонние переговоры по Сирии, прошедшие в Сочи в формате Россия — Иран — Турция, конструктивными. По его словам, усилия по урегулированию военного конфликта в Сирии, сохранению суверенитета и целостности страны будут продолжены.

«Только что мы с президентом Ирана господином Рухани и президентом Турции господином Эрдоганом завершили весьма обстоятельные переговоры по Сирии, которые прошли в конструктивном и деловом ключе», — отметил российский президент.

По итогам переговоров Россия, Иран и Турция приняли совместное заявление, которое определяет приоритетные сферы сотрудничества трёх стран по Сирии. «В документе определены приоритетные сферы дальнейшего сотрудничества России, Турции, Ирана, играющих ведущую роль в сирийских делах, поставлены конкретные задачи на перспективу», — сообщил Владимир Путин, выступив с предложением разработать комплексную программу возрождения Сирии, где завершается операция по ликвидации террористических формирований.

«Учитывая колоссальный масштаб разрушений, можно было бы вместе подумать о разработке комплексной программы возрождения Сирии», — цитирует президента РФ РИА Новости.

Фото: kremlin.ruПрезидент России Владимир Путин

Путин обратил внимание коллег на то, что благодаря созданию зон деэскалации «сотни тысяч беженцев возвращаются к своим очагам». Он отметил, что сирийский народ должен самостоятельно определить своё будущее. При этом, по его мнению, процесс реформирования в стране будет непростым и потребует компромиссов со стороны всех его участников. «Президенты приняли решение при необходимости встретиться вновь», — отмечается в итоговом документе.

Переговоры президентов тщательно готовились. Сначала состоялась встреча на экспертном уровне в Тегеране, затем 19 ноября — на уровне глав МИДов в Анталии, а 21-го числа в Сочи провели переговоры начальники Генштабов трёх стран. Военные предварительно договорились о мерах по повышению уровня координации в зоне деэскалации «Идлиб», а также, согласно официальным сообщениям, разработали конкретные шаги по завершению ликвидации оставшихся на территории Сирии отрядов запрещённых в РФ террористических группировок ИГ и «Джебхат ан-Нусра» (растворилась в коалиции «Хайат Тахрир аш-Шам»).

Впрочем, сообщения СМИ о прошедших встречах, как и экспертные мнения, можно разделить на лагери. Первый считает, что участившиеся встречи сторон и первые в истории переговоры «большой тройки» (лидеров России, Ирана и Турции) свидетельствуют об укреплении взаимопонимания. Второй видит в интенсивных контактах тактическое союзничество и отражение недоверия.

Фото: kremlin.ruПрезидент Ирана Хасан Рухани

Однако реальная политика не терпит чёрно-белых тонов и в ней есть место противоречиям и компромиссам. Как отмечал в интервью News.ru доцент Европейского университета (Санкт-Петербург), иранист Николай Кожанов, у того же Тегерана есть ряд вопросов к Москве: иранцы не совсем понимают, зачем надо проводить конгресс в Сочи, они очень сильно обеспокоены недавним заявлением Путина и Трампа, в котором был тезис о выводе иностранных формирований с территории САР, и пытаются понять, что именно оно изменило в сирийском урегулировании. Ключевые игроки региона настаивают на том, чтобы Москва взяла на себя обязательства по давлению на Тегеран, чтобы он вывел из этой зоны не только офицеров КСИР, но и различные прокси-силы — афганские и иракские отряды шиитов.

Турецкие военные получили возможность войти в Сирию со стороны провинции Идлиб, где наравне с оппозицией сохраняется присутствие основных сил альянса «Хайат Тахрир аш-Шам». Причём официально турецкие действия трактуются как находящиеся в рамках договорённостей в Астане.

При этом турецкий военный контингент пока не формирует буферной зоны, как это было на севере Алеппо, и не ведёт бои с радикалами — сеть аванпостов размещена ближе к границе Идлиба с курдским кантоном Африн. В перспективе это даёт возможность Анкаре проводить политику силового давления в отношении курдского анклава, при декларируемой сторонами борьбе с «Хайат Тахрир аш-Шам».

Фото: kremlin.ruПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

В любом случае, Москва старается максимально сблизить взгляды сторон в отношении перспектив сирийского урегулирования на фоне того, как готовится проведение в Сочи Конгресса национального диалога, запланированного на начало декабря, между этапами переговоров в Женеве, и как Саудовская Аравия стремится объединить сирийскую оппозицию в Эр-Рияде для участия в политических переговорах и выработки новой Конституции Сирии. Арабские и иностранные государства приветствуют эти усилия, если они направлены на реформы и будущие справедливые выборы в стране.

Фото: kremlin.ru