На пограничных переходах между Россией, Китаем и Монголией будет создана международная команда. Она будет заниматься совместным мониторингом ситуации с распространением живых организмов-переносчиков болезней. Курировать проект, который призван предотвратить различные эпидемии и вспышки опасных заболеваний, уже поручено компетентным ведомствам трёх государств. Счёт переносчиков инфекции, которые уже были обнаружены на пограничных КПП, идёт на тысячи.
Трансграничный мониторинг ведется тремя странами на разных уровнях уже давно. На сегодняшний день в ходе совместных исследовательских работ Россия, Китай и Монголия выявили 492 патогенных организма, а также получили большое количество информации, которая касается молекулярной биологии, и накопили базовые данные о предотвращении чумы и других серьезных инфекционных заболеваний. Как сообщили на таможне Хух-Хото (автономный район КНР – Внутренняя Монголия), с 2007 года благодаря совместным усилиям специалистов трех государств на контрольно-пропускных пунктах на рубежах между РФ, КНР и Монголией удалось обнаружить 18 978 живых организмов 32 видов. Все они являются переносчиками болезней, уточняют в Хух-Хото. Таможня, пользуясь преимуществами географического положения, находится на передовой борьбы с «пограничными» вирусами.
Несколькими днями ранее китайская служба карантинного контроля выявила в районе городе Гуанъань на юго-западе Китая новую вспышку африканской чумы свиней. Согласно официальным данным, зараженные животные найдены в грузовиках, которое пытались преодолеть один из КПП. Всего в грузовиках транспортировали 150 свиней, из них 9 найдены мертвыми.
Статистика китайских властей свидетельствует: с августа 2018 года правоохранителям КНР удалось задержать 90 человек за продажу мяса, заражённого чумой. У производителей некачественной продукции было конфисковано как минимум 15 тысяч туш инфицированных животных и свыше 140 тонн опасного к употреблению мяса. Как известно, чума в Поднебесной впервые была зафиксирована в начале августа 2018 года на территории провинции Ляонин (северо-восток страны). «Рассадником» заболевания является и Внутренняя Монголия, а также провинции Хэнань, Хубэй и Хунань (Центральный Китай) и другие. Вспышка зафиксирована и в граничащей с Россией провинции Хэйлунцзян.
О необходимости углубить борьбу с вирусами для эффективного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия РФ, Китая и Монголии говорится постоянно. Так, заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова, которая находилась в Пекине с визитом осенью 2018 года, заявила, что Россия намерена продолжить развитие совместного с КНР взаимодействия и стремится вырабатывать новые инициативы по предотвращению вспышек опасных заболеваний.
«Предлагаю провести очередные совместные учения по вопросам своевременного реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», – сказала тогда она.
В ходе поездки вице-премьер РФ провела переговоры с заместителем премьера Госсовета КНР Сунь Чуньлань, а также поучаствовала в 19-м заседании Российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству.
Участие Монголии в таких проектах по предотвращению эпидемий крайне необходимо с точки зрения России: протяженность сухопутной российско-китайской границы составляет примерно 650 км, в то время как общая протяженность рубежей РФ и Монголии достигает 2 800 км.
Совместные инициативы трех стран по мониторингу ситуации с распространением живых организмов-переносчиков болезней нельзя рассматривать в отрыве от проекта по строительству экономического коридора Монголия-Китай-Россия. В разговоре с Синьхуа замдиректора Департамента внешней торговли и экономического сотрудничества МИД Монголии Тувшинтугсийн Батцэцэг отметила, что в рамках создания экономического коридора ведётся работа над 32 проектами, которые имеют высокий приоритет. Сама же монгольская сторона уделяет достаточно большое внимание разработке технико-экономического обоснования для использования центрального железнодорожного коридора. Предполагается, что его проект, который был согласован в 2016 году, внесёт вклад в развитие трехстороннего сотрудничества не только в экономической сфере, но и в таких областях, как транспорт и туризм.
В Улан-Баторе особо отмечают, что реализация проекта экономически выгодна всем сторонам, которые над ним работают.