Роскосмосу предложили изменить наклонение

Мир 26 сентября, 2017 / 17:05

25 сентября в Австралии начал работу 68-й конгресс Международной астронавтической федерации (МАФ), в котором принимают участие представители более 80 стран мира. Российскую делегацию возглавляет генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров. В ходе работы форума представители российской корпорации по космической деятельности анонсировали ряд перспективных проектов, касающихся сотрудничества с иностранными компаниями. Насколько они реальны, разбирался портал News.ru.

От Восточного — к зарубежной инфраструктуре

Роскосмос заявил о готовности помочь Южной Корее в развитии космодрома Нарo. По словам Комарова, корейцы сами проявили интерес к партнёрству с российским Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Также российская и южнокорейская делегации обсудили вопросы в сфере производства ракетных двигателей.

Фото: Пресс-служба ГКНПЦ имени М.В.Хруничева

Надо сказать, что эта страна в последнее время стремительно развивает свой оборонный комплекс, широко представлена на мировом рынке вооружений, а в 2009 году, как писали СМИ, вступила в «клуб космических держав», впервые запустив ракету-носитель (РН) с космодрома Наро. У Сеула, даже несмотря на его связи с Соединёнными Штатами, уже есть опыт совместной разработки как систем вооружений, так и космических технологий: в сотрудничестве был создан зенитно-ракетный комплекс KM-SAM и даже двухступенчатая ракета-носитель Naro-1 (KSLV), в первой ступени которой обкатывались наработки по российской РН «Ангара». Кроме того, ЦЭНКИ тогда отвечал за разработку стартового комплекса на космодроме Наро.

Ракета KSLV летала три раза: в 2009, 2010 и 2013 годах. В первом случае изготовленная в России ступень носителя отработала штатно. Во втором случае на 136-й секунде полёта РН, то есть на этапе работы первой ступени, перестала поступать телеметрическая информация. Для выяснения причин аварии была создана комиссия, в которую вошли российские и южнокорейские эксперты. Третий запуск ракеты прошёл удачно, и после этого Корея решила создавать самостоятельно ракету-носитель KSLV-II. В 2016 году южнокорейские производители собрали и поставили заказчику — Корейскому институту аэрокосмических исследований — первый 75-тонный ракетный двигатель, предназначенный для ракеты-носителя KSLV-II. В конце 2016-го стало известно, что Южная Корея приняла решение отложить на 10 месяцев сроки запуска прототипа собственной ракеты-носителя с новым двигателем. А в 2017 году появились сообщения, что российский ЦЭНКИ принимал участие в разработке башни обслуживания для новой РН KSLV-II и что Южная Корея предложила Роскосмосу совместно разработать метановый двигатель для перспективных ракет-носителей.

Также представители Роскосмоса заявили о готовности продолжить переговоры по созданию наземного космодрома на территории Австралии. У этой страны пока нет своей государственной космической программы и ведомства, занимающегося соответствующими вопросами. Но недавно министр промышленности, инноваций и науки страны Артур Синодинос объявил о формировании экспертной группы для разработки предложений по созданию Национального космического агентства.


Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев, специально для News.ru:

— С Южной Кореей возможен прямой проект — по закупке двигателей. В составе первой ступени KSLV прошёл лётные испытания двигатель РД-191. Но все наши современные двигатели на рынке — это потомки или даже «кусочки» РД-170. Поэтому можно купить и половину (РД-180), и четверть (РД-191). Южнокорейцам это может быть интересно для того, чтобы быстро сделать свою ракету. Раз у нас уже был проект, то гораздо проще опираться на существующий двигатель, но здесь вопрос — что выберет Сеул. Думаю, Роскосмос готов поставить эти двигатели без вопросов. Что касается Австралии, то она уже давно присматривается к космическим технологиям. И если она намерена развивать свою программу всерьёз, то здесь в плане совместных проектов также нет никаких проблем.


Перекрёстные полёты

Россия и США не планируют сокращать двустороннее сотрудничество в сфере космоса: российские космонавты смогут получать места на американских кораблях. Об этом на площадке форума заявил директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалёв. По его словам, корпорация планирует продолжать совместную работу с NASA и на низкой околоземной орбите, а по поводу дальнейшей судьбы МКС специалисты будут рассматривать различные сценарии и выбирать наиболее эффективный.

«После того как у американской стороны появятся собственные пилотируемые корабли, рассматривается возможность перекрёстных полётов совместных экипажей как на российских, так и на американских кораблях. Это могло бы стать хорошей подстраховкой друг друга», — заметил Крикалёв.

Однако, по словам экспертов, если такая «подстраховка» и произойдёт, то только в отдалённой перспективе. «В 90-х годах действовала российско-американская программа „Мир“ — „Шаттл“, когда наши космонавты доставлялись на орбиту „Шаттлами“, а американские астронавты проводили экспедиции на орбитальной станции „Мир“, — напоминает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Но, во-первых, это политический шаг. Во-вторых, не ясно, когда у США появятся соответствующие аппараты, которым надо будет пройти ещё цикл испытаний».

Фото: SPACEPAGE.BE

Подготовка космонавтов

25 сентября на Международном астронавтическом конгрессе Роскосмос и космическое агентство Объединённых Арабских Эмиратов подписали соглашение о намерениях, в рамках которого Россия в будущем может помочь ОАЭ создать собственный отряд космонавтов. Следующий этап переговоров космических агентств России и ОАЭ пройдёт на авиасалоне Dubai Airshow в ноябре этого года. «Специалисты ОАЭ уже приезжали к нам на пилотируемый пуск к МКС на космодром Байконур и увидели конечный этап работы», — отметил директор по пилотируемым программам Роскосмоса Сергей Крикалёв.

— Как только Эмираты заплатят оговорённую сумму, они получат то, что хотят, — комментирует для News.ru подписание соглашения Иван Моисеев. — У нас огромный опыт подготовки космонавтов, накопленный десятилетиями. Другие страны также готовят космонавтов, но полететь они могут только на наших кораблях. В этом смысле мы пока монополисты. Ключевое слово здесь — «пока».

Фото: roscosmos.ru

Россияне на китайской станции

На форуме глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил, что госкорпорация прорабатывает вопрос об отправке космонавтов на создаваемую китайскую орбитальную станцию. Напомним, что в июне 2017 года Китай пригласил Россию участвовать в проекте Китайской космической станции (ККС), но, как тогда отметил Комаров, Москва пока не приняла решения. По мнению экспертов, этому есть логичное объяснение. Китайцы запускают свои спутники на орбиту с наклонением 40 градусов, а Россия — с наклонением 51,6 градуса (орбита МКС имеет наклонение 51,6 градуса). Если Роскосмос начнёт запускать аппараты на ККС, то будет постоянно терять в выводимой полезной нагрузке. «Просто слетать на станцию — это больше демонстративный шаг, — полагает Иван Моисеев. — В среднем китайцы совершают пилотируемый запуск один раз в два года. Они медленно, но верно строят свою орбитальную станцию, а зачем нам туда летать регулярно — не ясно».