США отказываются от услуг Роскосмоса по запуску «Союзов» и лишают Россию монополии по доставке и возвращению экипажей Международной космической станции (МКС). Полёты новых американских пилотируемых космических кораблей запланированы на 2019 год. Потеря статуса космического извозчика лишит ведомство Дмитрия Рогозина одного из немногих надёжных источников дохода.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) назвало имена первых девяти астронавтов пилотируемых космических кораблей SpaceX Crew Dragon и Boeing Starliner. Первые запуски новых космических аппаратов с людьми на борту с мыса Канаверал запланированы на следующую весну, сообщило издание Military Times.
В управлении отметили, что двое из отобранных астронавтов — Эрик Боу и Крис Фергюсон — ранее участвовали в программе Space Shuttle. Директор NASA Джим Брайденстайн особенно подчеркнул, что США впервые с 2011 года, когда была свёрнута программа Space Shuttle, приближаются к тому, «чтобы запускать американцев в космос с американской земли». Сейчас NASA использует для этих целей российские многоместные транспортные корабли семейства «Союз» и вынуждено платить Москве $82 млн за отправку на МКС каждого астронавта, напомнил Брайденстайн.
Американская компания Илона Маска SpaceX, создавшая один из пилотируемых космических кораблей, уже оставила Роскосмос позади по общему количеству запусков. В 2017 году 23% мировых пусков было выполнено с использованием ракеты-носителя Falcon 9 производства SpaceX, и лишь 17% приходилось на ракеты-носители «Союз». Портал News.ru подробно писал о проблемах Роскосмоса и о том, как амбициозные заявления его руководства не сочетаются с общей нехваткой денег в госкорпорации и технической нереализуемостью озвученных проектов.
В случае, если планы NASA перейти с «Союзов» на SpaceX и Boeing воплотятся в жизнь, дела у ведомства Дмитрия Рогозина, очевидно, пойдут ещё хуже. Сейчас Роскосмос производит до четырёх запусков пилотируемых космических кораблей «Союз» в год, на борту каждого находятся, как правило, один или два иностранных астронавта, отмечает News.ru научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «С учётом того, что Россия получает чуть более $80 миллионов за каждого, убыток будет весьма ощутимый».
Основные статьи дохода Роскосмоса на данный момент — это запуск больших космических аппаратов с помощью ракет-носителей тяжёлого класса «Протон» и запуск пилотируемых аппаратов «Союз» (включая подготовку космонавтов), говорит эксперт: «Запуски „Протонов“ уже упали почти до нуля, сейчас у России отбирают последнее серьёзное средство заработка в космосе». По мнению Моисеева, в госкорпорации в курсе этих рисков и пытаются компенсировать потенциальные убытки и найти новые источники дохода, «но пока что всё не идёт дальше заявлений». Эксперт подчёркивает, что о намерении NASA перейти на американские пилотируемые корабли было известно относительно давно: «SpaceX представила пилотируемую версию Dragon в 2014 году, Boeing занимается разработкой собственного корабля с 2010 года. Сроки постоянно переносились, но в целом это ожидаемое событие».
SpaseX Dragon и Boeing Startliner схожи по своим основным характеристикам, но компания Илона Маска, скорее всего, предложит NASA более выгодную цену, что существенно уменьшит шансы Boeing, у которого, к тому же, более дорогие ракеты-носители, продолжает Моисеев. Оба аппарата являются передовыми космическими кораблями, в которых используются современные технологии. «Что-то подобное, видимо, будет реализовано в отечественном пилотируемом корабле «Федерация», но, как всегда, в неопределенной перспективе».