Ричард Вайц: сотрудничество России и Китая похоже на военный альянс

Мир 05 ноября, 2019 / 10:12

Старший научный сотрудник и директор Центра военно-политического анализа в Институте Хадсона, эксперт клуба «Валдай» Ричард Вайц дал интервью News.ru, в котором рассказал о сотрудничестве России и Китая в военной области, оценил перспективы начала новой гонки вооружений с США, пояснил политический подтекст продажи Россией системы С-400 странам Ближнего Востока и дал прогноз по размещению Москвой и Вашингтоном ракет средней и меньшей дальности за рубежом.

Гонка вооружений

— Может ли, на ваш взгляд, неопределённость с продлением договора СНВ-3 привести к новой гонке вооружений?

— Текущая неопределённость вряд ли может оказать сильное влияние, но если СНВ-3 не будет продлён, ситуация может стать гораздо хуже с учётом того, что гонка вооружений уже идёт. Это последний договор между Россией и США, который сдерживают их ядерные силы. Без него останутся только ограничения, например финансовые, которые проявляются в нежелании некоторых людей тратить дополнительные средства на оборону. Ситуация будет зависеть и от других факторов, в том числе внутри российского Минобороны. Полагаю, обе страны не будут предпринимать дестабилизирующих шагов, но тем не менее без СНВ-3 в мире станет гораздо больше вызовов.

Оборонное сотрудничество с Китаем

— Недавно президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия помогает Китаю создать систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Пока, по его словам, такая система есть только у России и США. Как появление этой СПРН у Китая изменит существующий баланс сил?

— Пока не совсем ясно, в чём именно Россия поможет Китаю: продаст более продвинутые радары или технику? В принципе, этот шаг не обязательно будет нести в себе дестабилизирующий эффект. Если Китай будет более уверенно себя чувствовать в вопросе защиты от ракетных ударов, у него отпадёт необходимость, например, продолжать прятать свои силы или укреплять их. Это может даже заставить Китай более уверенно себя чувствовать в вопросе контроля над вооружениями. Но взаимодействие России и Китая в целом — это вызов. Оно помогает КНР стать могущественной силой, и поэтому Пекин необходимо включить в соглашения по контролю над вооружениями. Конкретное же взаимодействие по ракетным пускам не обязательно должно быть дестабилизирующим.

Фото: Александр Кондратюк/РИА НовостиВоеннослужащие КНР и России участвуют в совместных военных учениях

— Каковы перспективы объединения российской и китайской СПРН? Могут ли Москва и Пекин создать военный альянс?

— Когда я смотрю на отношения России и Китая в сфере обороны, я выделяю в них три аспекта. Прежде всего, это продажа Россией оружия Китаю. Она помогает Пекину стать могущественной военной силой и укрепить его противоракетную оборону. Москва оказывает Китаю существенную помощь: совместные военные учения стали больше по численности, различаются по типу и проводятся чаще, чем раньше. Так, армия КНР принимала участие в российских учениях «Восток-2018» и «Центр-2019».

Есть и более общее сотрудничество — дорожная карта по решению проблемы ракетных пусков КНДР. Совместное взаимодействие сильно приблизилось к тому, что мы называем альянсом. Одно различие — это совместное соглашение по обороне. Если Северная Корея атакует Южную, то США должны будут её защитить в соответствии с соглашением. До сих пор не ясно и я не уверен, будет ли Россия готова защищать Китай, если он вступит в войну с США, или наоборот. Это главное отличие. В остальном же взаимоотношения очень похожи на альянс или военный блок, но формально это не альянс.

— Может ли Россия поделиться с Китаем своими военными технологиями?

— Это уже произошло и очень помогло Китаю. Я думаю, что в будущем мы можем увидеть обратный поток, когда Россия будет запрашивать определённые технологии, в частности по производству дронов или кибертехнологии. Так что в будущем взаимоотношения между странами могут выйти за рамки взаимного партнёрства. Сейчас же Китай получает большую выгоду от помощи России.

— Но может ли Россия поделиться с Китаем технологией производства новейших типов вооружений?

— Каждые несколько лет уровень вооружений растёт. Сначала Россия продавала Китаю старые советские вооружения. Во времена холодной войны это имело смысл, поскольку Китай был отрезан от покупки американского оружия. Сейчас Россия уже продаёт Китаю С-400. В будущем возможна продажа и более продвинутых технологий, при этом и Китай тоже может помочь России.

С-400 как элемент политического влияния

— Вы упомянули систему С-400. Есть мнение, что продажа этой системы носит в себе политический подтекст.

— Да. Я думаю, что есть несколько причин, по которым Россия продала С-400 Китаю. Во-первых, это решение должно было показать, что Россия не считает Китай угрозой для себя и потому готова ему помочь. Во-вторых, Россия, если захочет, может ослабить безопасность США, вооружая других. Продажа С-400 также даёт России инсайд о мышлении Китая и его военном развитии.

— Россия пытается продать С-400 не только Китаю, но и ряду стран на Ближнем Востоке, в то время как США стараются этого не допустить.

— Да, и США также ввели санкции против Китая за покупку этой системы и планируют ввести их в отношении Турции и, возможно, Индии. Но то, что Китай решился на покупку, определённо подтолкнёт и другие страны купить С-400.

Фото: Сергей Булкин/News.ruС-400

— Может ли покупка С-400 арабскими странами, например Саудовской Аравией, Катаром или Египтом, изменить политический расклад сил?

— Сложно сказать. Но это одна из причин, по которой страны продают оружие другим. Таким образом они помогают укрепить политическое влияние. Ближневосточным странам не нужны российские нефть и газ, но они заинтересованы в российских вооружениях и могут их приобрести. Если со стороны США последует слишком острая реакция и Вашингтон решит ввести санкции, то это на какое-то время сблизит страны, купившие С-400, с Россией. Но это не продлится долго. Вспомнить хотя бы все те вооружения, которые СССР продал Египту, а потом к власти пришёл Анвар Садат и всё изменилось. В этом плане продажа оружия не лучший инструмент.

Размещение ракет за рубежом

— Возвращаясь к вопросу взаимоотношений России, США и Китая: Вашингтон заявил о планах разместить свои системы ПВО в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В Москве и Пекине обеспокоены этим решением. Имеют ли они достаточно политического влияния, чтобы предотвратить размещение этих систем?

— Китай уже сказал Южной Корее: если вам не нравится, как мы с вами обращаемся, то в случае если вы разместите у себя системы, мы отреагируем ещё более жёстко. Это сделало размещение ПВО в Южной Корее очень сложной задачей. Япония — та страна, в которой это ещё возможно. Ряд других стран, включая Филиппины, не пойдут на такой шаг, чтобы не расстраивать Китай.

— Президент Путин недавно заявил о готовности России разместить ракеты средней и меньшей дальности в других странах по аналогии с США. О каких странах может идти речь?

— Некоторые члены российской Госдумы называли Венесуэлу и Кубу. Но я не уверен, что эти страны хотели бы принять российские системы. Если ты готов разместить такое вооружение, это разрушит твои отношения с США. С практической точки зрения России не нужно этого делать, поскольку она может просто направлять свои подлодки к побережью США. Если Россия увеличит свои ракетные мощности в АТР, это станет дополнительной угрозой для США и их сил на Гуаме и в Японии.