В формате еженедельного пятничного брифинга журналисты международного отдела портала News.ru Никита Голобоков и Ренат Абдуллин анализируют ключевые события в мире, а именно: опасное сближение кораблей ВМС США и ВМФ РФ, политические дискуссии вокруг годовщины Нормандского десанта и его роли во Второй мировой войне, а также — шансы бывшего вице-президента США Джо Байдена победить Дональда Трампа на президентских выборах 2020 года.
Никита Голобоков, обозреватель отдела международной политики
Впрочем, это не удержало «горячие головы» российской и западной публицистики от взаимной пикировки. В США и Европе вспомнили об ужасах коммунизма, а в России поспешили заявить, что высадка в Нормандии была не открытием «второго фронта», а всего лишь незначительным эпизодом. Впрочем, о том, что в эти дни неплохо было бы вспомнить о вкладе, который внёс СССР в общую победу, говорили также и на Западе. Например, об этом напомнили британский карикатурист Стив Белл и французский писатель, потомок иммигрантов из России Габриэль (Гавриил) Мацнев.
В России многих также смутило, что на торжествах присутствовала канцлер ФРГ Ангела Меркель, хотя именно с немцами воевали тогда СССР и союзники. Но такие рассуждения могут привести к диким выводам о современной ФРГ как правопреемнице Третьего Рейха, а так — на минуточку — не считали даже в СССР. Конечно, отсутствие российского президента на торжествах — факт не из приятных, однако вклад СССР в победу над фашистами — это вклад СССР, а вклад союзников — вклад союзников. При этом не стоит забывать, что победа ковалась и республиками — нынешними странами постсоветского пространства.
В общем, «нормандские страсти» ушедшей недели ещё раз напомнили, что Вторая мировая война до сих пор остаётся важной частью современной политической повестки. И это утверждение актуально не только для Украины, где недовольство харьковскими градоначальником вылилось в снос националистами памятника маршалу Жукову. Отзвуки залпов Второй мировой звучали, например, на прошедших выборах в Европарламент, где евроскептики обвиняли консерваторов в попытках создания «европейского рейха», а консерваторы евроскептиков — в ксенофобии и неонацизме.
А пока в России и на Западе обсуждали, кто внёс больший вклад в победу над нацизмом больше полувека назад, 7 июня в Восточно-Китайском море произошёл инцидент, вернувший всех в политическую реальность. По информации Минобороны РФ, ракетный крейсер Chancellorsville ВМС США пересёк курс российского большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов», что создало угрозу столкновения, которое экипаж корабля ВМФ РФ избежал с помощью экстренного маневрирования. Пентагон говорит прямо противоположное: российский корабль пересёк курс американского и тем самым чуть было не создал аварийную ситуацию. Позже в Сети появилось видео, снятое с борта Chancellorsville, но по нему сложно судить, кто в действительности виноват в опасном сближении.
Несмотря на резонанс, подобные «морские бои» между двумя державами — явление обычное. Так, в 1988 году, например, советские сторожевые корабли совершили «навал» на американские, чтобы вытеснить их из территориальных вод СССР в Чёрном море. В июне 2016 года вдруг «потянуло» друг к другу американский эсминец Gravely и российский сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» в Средиземном море. Сейчас до «навала», то есть до намеренного «прямого контакта», было далеко.
Такие инциденты происходят довольно часто. Причина — ошибки в управлении, низкий уровень морской культуры, хулиганство, а также — отсутствие договорённостей по поводу дополнения межправсоглашения 1972 года — «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним». С тех пор утекло слишком много воды, техника стала другой, однако усиления правил безопасности так и не произошло.
Ренат Абдуллин, обозреватель отдела международной политики
Для Байдена нынешняя попытка — третья по счёту, он безуспешно баллотировался в 1988-м и в 2008-м. Сейчас его позиции в партии, несмотря на обилие кандидатов (уже 24 человека), сильны, однако сможет ли он тягаться с Трампом?
Да, рейтинги действующего президента невысоки, но, к сожалению для демократов, у Байдена тоже хватает слабых мест. И ироничнее всего то, что они делают его слишком похожим на Трампа.
Посудите сами, в связи с чем Байден попадает в новостные сводки? По меньшей мере семь женщин уже обвинили его в домогательствах — при том, что политик сам критиковал нынешнего хозяина Белого дома за неуважительное отношение к дамам. Трамп же, часто получающий упреки в расизме, в свою очередь, уже напомнил о причастности Байдена к разработке закона 1994 года о борьбе с преступностью, который правозащитники в США считают дискриминационным по отношению к чернокожему населению. Есть вопросы к бывшему вице-президенту и у американских СМИ — относительно его сына, который в 2014--2019 годах был членом совета директоров украинской газовой компании, где получал немалые деньги. И кто знает, сколько ещё интересного всплывёт в ходе предвыборной гонки. А в том, что что-то всплывёт, сомневаться не приходится.
Конечно, свою роль сыграют не только персональные качества кандидатов, но и предвыборные программы. Однако в 2016-м Трамп со своими популистскими лозунгами легко обошёл многочастный план Хиллари Клинтон. А за прошедшие три года окончательно свёл уровень политической дискуссии к оскорблениям и личным выпадам вместо обсуждения проблем по существу.
По опросам CNN, 54% американцев уверены, что Трамп всё же останется в Белом доме. Конечно, у него есть время и умения для того, чтобы снизить свой рейтинг, но при отсутствии противника, предлагающего реальную альтернативу (даже в плане имиджа), это вряд ли станет фактором поражения. Пока же основному оппоненту Трампа похвастать, кроме поддержки в собственной партии, особо нечем: республиканцев он всё равно не привлечёт, а демократов может отпугнуть — своей трампообразностью. С другой стороны, избрание Трампа в 2016 году тоже мало кто считал реальным. Вдруг теперь американцам придется по вкусу его «демократическая» версия?