В формате еженедельного пятничного брифинга журналисты международного отдела портала News.ru Антон Мардасов, Никита Голобоков и Ренат Абдуллин анализируют ключевые события в мире. А именно — активность казалось бы разбитого «Исламского государства» (организация запрещена в РФ) в Сирии и Ираке, отставку американского спецпрокурора Роберта Мюллера, а также транзит власти в Казахстане и дальнейшую судьбу евразийской интеграции.
Антон Мардасов, редактор отдела международной политики
В Сирии ИГ также выжигает поля с пшеницей, правда, через официальное издание берёт на себя ответственность только за поджоги в Хасаке, но горят также Ракка, Дейр-эз-Зор и Сувейда. При этом пожары на северо-западе САР, скорее всего, происходят из-за боевых действий, которые ведут проправительственные силы и оппозиция — как умеренная, так и радикальная. Но и там периодически отлавливают ячейки ИГ.
В общем, «халифат» на территории Ирака и Сирии никуда не делся — он, наоборот, ушёл в привычное ему подполье, которое растёт за счёт создания сетей в фильтрационных лагерях, лагерях беженцев, в проправительственных силах Сирии и Ирака, интегрирующих в свой состав бывших боевиков или молодёжь, рекрутированную ИГ в момент обороны Ракки, Дейр-эз-Зора или Мосула. Отряды боевиков периодически попадают в засады, их схроны раскрывают, однако организация даже на только зачищенных территориях сохраняет свой потенциал.
Ренат Абдуллин, обозреватель отдела международной политики
Трамп ожидаемо ухватился за первую часть заявления и вновь разразился серией агрессивных твитов, в которых прошёлся по Мюллеру, Демократической партии и фейковым СМИ. Ряд демократов ожидаемо же сфокусировали внимание на том, что невиновность президента не доказана, и вновь потребовали импичмента. Спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси охладила пыл однопартийцев: демократы сперва проведут своё расследование. И уже после него можно будет говорить об импичменте.
К слову, ранее именно Пелоси предположила, что Трамп провоцирует противников на выдвижение обвинений, так как это консолидировало бы его сторонников: в конце концов, ему уже надо начинать готовиться к выборам 2020-го. Действительно ли она в это верит или нет — вопрос открытый, но по реакции на доклад Мюллера видно, что как единая сила демократы форсировать процедуру импичмента не готовы. Возможно, это связано с тем, что до новых выборов менее полутора лет, а рейтинги Трампа пока невысоки, — само рассосётся, так сказать.
В сухом же остатке — все при своих: Трамп в Белом доме, но под подозрениями, демократы выжидают. Хотя, кое-что поменялось — Роберт Мюллер сложил полномочия спецпрокурора и вернулся к нормальной жизни. Наверное, он единственный выигравший от окончания расследования.
Никита Голобоков, обозреватель отдела международной политики
Вечером 29 мая состоялись первые теледебаты между претендентами на президентское кресло. Явный фаворит — ставленник партии власти «Нур Отан» Касым-Жомарт Токаев — отсутствовал. Сама дискуссия предсказуемо проходила в «летаргическом» ключе, без оживлённых споров и «острых углов».
Однако сам факт публичных прений между представителями власти и оппозиции, в том числе и условно «несистемной», безусловно, свидетельствует о развитии демократических институтов Казахстана. Даже несмотря на то, что исход президентских выборов предсказуем — с большой вероятностью транзит власти от Нурсултана Назарбаева к Касым-Жомарту Токаеву будет осуществлён успешно и без глубоких потрясений. Казахстанская элита и общество не готовы к радикальным переменам. В то же время, если судить по активности пользователей в казахском сегменте сети Интернет, по общению с «живыми людьми» на улице, в стране немало недовольных. Список претензий казахстанских «рассерженных горожан» к власти типичен для постсоветского пространства — коррупция, отсутствие социальных лифтов, недостаточная свобода слова. Очевидно, в будущем власти республики будут вынуждены обращать внимание на эти настроения, потому что не считаться с ними можно, но только до поры до времени.
В один день с дебатами в столичном Нур-Султане прошёл юбилейный саммит глав государств — стран ЕАЭС. Во многом мероприятие стало чествованием самого Назарбаева — Елбасы присвоили звание почётного председателя Высшего евразийского совета. Скептики это могут воспринять как символический ритуал при торжественных проводах на «достойную пенсию», но также будет вполне справедливо толковать это назначение как дань уважения человеку, который действительно немало сделал для того, чтобы пути трёх ключевых членов союза — России, Белоруссии и Казахстана — окончательно не разошлись после развала СССР.
Но что до собственно евразийской интеграции, то кроме кипы подписанных за пять лет соглашений её последствия не особо и ощущаются. Например, Казахстан и Белоруссия не выступили единым фронтом с Россией в её «санкционном» противостоянии с Западом. Не стали они и полноценными посредниками в контактах между Москвой и «западными партнёрами», чтобы не вызвать «огонь на себя». Политическая сторона интеграции проходит в атмосфере взаимных подозрений. То во введении Казахстаном латиницы увидят ущемление русского меньшинства, то в экономических прениях с Батькой разглядят признаки измены «синеглазой сестры Белоруссии» делу «русского мира». При этом понятно, что не только соседи заинтересованы в дружбе, но и сама Москва — хотя бы потому, что Россия не «потянет» возле своих границ ещё одну Украину. Но для этого Москве также надо осознать, что попытки разговаривать с соседями с позиции метрополии или даже «возрождать империю» интеграцию никак не ускорят. А значит, нужно спокойнее относиться к политическим и экономическим торгам, а также — к чужому суверенитету без ностальгии по СССР.