Американский Сенат подавляющим большинством голосов утвердил проект оборонного бюджета на 2018 финансовый год. По сравнению с 2017 годом военные расходы выросли с $619 млрд до $692 млрд. Проект предусматривает серьёзное увеличение расходов на противоракетную оборону — до $8,5 млрд, а также — предоставление военной помощи Украине.
Американские законодатели согласились выделить Киеву $150 млн против $350, предусмотренных в прошлом году. Интересно, что из этой суммы будут доступны лишь $75 млн. На остальные средства потребуется получить отдельное разрешение Сената. Шеф Пентагона и госсекретарь будут обязаны заверить профильные комитеты в том, что в украинском оборонном секторе и вооружённых силах прошли структурные реформы и усилена подотчётность военных. По словам экспертов, есть все основания сомневаться в том, что Киев в реальности сможет выполнить это требование.
Администрация Белого дома также официально заявляла о необходимости укрепления мощи ВС США. В июне она попросила Конгресс увеличить ассигнования на нужды Пентагона на $52 млрд. Но те темпы, которыми республиканцы в Конгрессе собираются это сделать, по всей видимости, пугают даже команду Трампа. Ранее проект оборонного бюджета на 2018 год утвердила Палата представителей Конгресса США — в размере $696,5 млрд. Действия Конгресса серьёзно выходят за рамки и могут иметь последствия для сбалансированности американского бюджета.
Примечательно, что, несмотря на озвученную цифру $150 млн в поддержку обороны Украины, президент Пётр Порошенко сообщил, что Сенат США проголосовал за выделение Киеву $500 млн. По его словам, Киеву будут предоставлены некие «летальные вооружения оборонного характера». Кроме того, как утверждает украинский президент, в законопроект включены положения, позволяющие использовать средства оборонного бюджета США на нужды реабилитации раненых украинских военнослужащих в американских медучреждениях. Комментируя заявление Порошенко, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отметил, что в Кремле ничего не знают о решении Сената США выделить Украине сумму, которую озвучил Порошенко.
«Украинский президент хочет видеть для себя более весомую сумму. Для того, чтобы удержаться у власти в период очередного обострения ситуации в стране, — заметил в интервью News.ru заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — Его заявление, которое идёт вразрез со всеми сообщениями мировых СМИ, — это отчаянная попытка показать — мол, я контактирую с США и они дают мне деньги».
По словам эксперта, военный бюджет США ещё окончательно не свёрстан. После утверждения Сенатом своего проекта финансирования обороны в работу вступает специальная комиссия, которая должна объединить все варианты, в том числе и тот, который утвердила Палата представителей, и найти компромисс.
«Но я не думаю, что Украине в окончательном варианте бюджета будет отведено важное место. Для американских законодателей есть другие важные вопросы, — отметил Сергей Ермаков. — Хотя в целом по Украине сложился межпартийный консенсус: страна должна играть серьёзную роль в рамках стратегии США и НАТО по сдерживанию России. Сейчас в Вашингтоне только вырабатывается стратегия дальнейших действий, но контуры её уже ясны».
Как считает аналитик, американцы, как и прежде, делают ставку на жёсткое отношение к России и глобальное лидерство США, которое необходимо достичь за счёт наращивания силы. Своих союзников Соединённые Штаты рассматривают не как партнёров, а как поставщиков этой самой безопасности. Отсюда — соответствующие отношения с Украиной, на территории которой строятся полигоны, тренировочные и даже командные центры по управлению остатками ВМС Украины.
«Для строительства инфраструктуры нужны деньги, которые, грубо говоря, американцы и выделяют на оборону Украины, — добавил Ермаков. — То есть Порошенко сможет использовать выделенные средства только так, как это нужно Соединённым Штатам. А это довольно неприятно для России, потому что мы же не знаем, на что именно они будут расходоваться».