Президент США Дональд Трамп предлагает сменить площадку переговоров об урегулировании конфликта на востоке Украины, сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на пресс-конференции в Нью-Йорке после заседания Совбеза ООН.
«Мы говорили о том, что "Минск-1" застопорился, в тупике, нужен "Минск-2". Он (Дональд Трамп. — News.ru) говорит: "Давай в другом месте [проведём переговоры]". Я говорю: "Давайте"», — передаёт слова Назарбаева «Интерфакс».
«Вообще это первоначально должно было быть в Казахстане, — рассказал Назарбаев. — Я поездки делал, чтобы собрать всех, чтобы встретились там. Так договорились, что в этом направлении будем работать».
Назарбаев также разделяет мнение, что Минские договорённости зашли в тупик. «Сейчас миротворцев надо вводить в Донбасс и Луганск, чтобы они определили границу. Надо сближать их позиции как-то, подходить к взаимопониманию. Этого взаимопонимания сегодня нет», — отметил он.
В четверг Верховная рада приняла во втором чтении законопроект о реинтеграции Донбасса, который закрепляет за ДНР и ЛНР статус «оккупированных территорий», а Россия признаётся «государством-агрессором». Украинские власти при этом получают законодательное право применять все необходимые средства для противостояния «российской агрессии». В российском МИДе назвали принятие законопроекта «подготовкой к войне». «Порошенко получает неограниченные, близкие к диктаторским полномочия на подавление инакомыслия и недовольства. Иначе как подготовкой к новой войне это назвать нельзя», — заявили во внешнеполитическом ведомстве.
Закон о реинтеграции Донбасса — неформальное название документа № 7163, в котором нет ни слова о реинтеграции, а наоборот подчёркивается «оккупированный» статус неподконтрольных Киеву народных республик Донбасса, что, по логике, исключает объединение.
Эпопея с этим законопроектом тянулась несколько месяцев, и даже после того как депутаты Рады приступили к обсуждению документа утром 16 января, им потребовалось два с половиной дня, чтобы рассмотреть все поступившие 673 поправки. Всё это время к принятию документа законодателей подталкивали митингующие возле здания парламента сторонники Михаила Саакашвили, призывая усилить борьбу с «российской агрессией». В итоге за принятие документа проголосовало 280 депутатов.
Однако, несмотря на реакцию Москвы и комментарии экспертов о том, что закон осложняет переговоры с Москвой и снижает значимость, если не срывает Минские соглашения, с его принятием мало что изменилось.
Вряд ли кого-то можно удивить тем, что Киев со всех трибун рапортует об очередных «агрессивных действиях Москвы» и бесчисленных уничтоженных и ещё скрывающихся в полях и лесах Донбасса «бригадах спецназа ГРУ».
До сих пор не ясна ситуация с включением в документ словосочетания «Минские соглашения». Его дважды включали и убирали из текста законопроекта, и, как отмечает украинский портал «Страна», даже сами депутаты после голосования не смогли разобраться, есть ли в документе «Минск» или тезис о соглашениях будет внесён в результате поправок.
В целом по принятому закону Киев больше не проводит «АТО», а «сдерживает и даёт отпор российской агрессии», что затрудняет выполнение политической части Минских соглашений, которую, собственно, украинцы и не думали выполнять, особенно после прецедента с обменом пленными.
В остальном закон имеет, скорее, больше внутреннее значение для Украины. С одной стороны, документ расширяет полномочия президента и даёт ему право применять ВСУ и другие формирования без парламентского контроля, а также усиливает власть силовиков в зоне боевых действий и на линии разграничения. Причём как в чисто военном плане — все решения будет принимать командующий Объединённого оперативного штаба ВСУ, подотчётный напрямую президенту, так и в гражданском — усиливается контроль за передвижением людей и грузов.
В то же время на кабмин возлагаются принятие решений по перемещению товаров через линию разграничения и весь блок социально-экономических вопросов, связанных с Донбассом. Правда, каким образом ВСУ и правительство будут решать межведомственные вопросы — непонятно. По мнению экспертов, голосование за документ также хорошо отразило расклад политических сил в парламенте, который президент может использовать для укрепления вертикали власти.
Если одна сторона подписала документ на одних условиях, которые теперь её не устраивают, то каждый раз по её требованию надо переписывать соглашение? Это несерьёзно — когда вы ставили подписи под документом, вы же чем-то руководствовались... Минские соглашения были достигнуты с большим трудом, а теперь говорится: «Давайте перепишем и площадку сменим». Только вопрос — зачем их переписывать? Для того чтобы ввести новых участников? А куда приведёт изменение формата Минских соглашений, хорошо показали депутаты Рады, которые поставили всё с ног на голову: они уже позволяют себе в официальных документах отказаться от «АТО» и прописать «российскую агрессию», не объявляя при этом военное положение.
— Вашингтон это устраивает?
Украина предложила такой текст закона, который совершенно безосновательно позволяет вводить новые санкции против России, если на Западе будут серьёзно его использовать.
— Чем объясняются противоречия в документе? Есть логика в том, что, с одной стороны, документ осложняет выполнение «Минска», с другой — открывает путь для торговли и выполнения социально-экономических обязательств?
Просто всё поставлено на дополнительный контроль силовиков. Что касается противоречий и логики, то она неприменима к документам такого рода и вообще к решениям нынешней власти. Есть ситуация и есть цель, а как она достигается, не важно. Другое дело, что всё это может отразиться на боевых действиях. Всё время говорят о хорватском сценарии для Донбасса, и Киев может снова попробовать активизировать боевые действия, хотя все предыдущие попытки заканчивались котлами и соглашениями ради спасения украинской армии. Так что если у украинских властей снова появится желание угробить несколько тысяч жизней, то они могут повторить это. Судя по всему, память у них очень короткая.