Помазанные виски: в ЮАР пьют и крестятся

Мир 5 мая, 2018 / 14:14

Священник, облачённый в епископскую митру и красную мантию, наливает виски в свою ладонь и помазывает алкоголем лоб прихожанина. «Аллилуйя!» — скандирует паства, двигаясь в танце и прихлебывая пиво прямо из бутылок.

Таковы будни церкви Gabola Church в крупнейшем городе Южно-Африканской Республики Йоханнесбурге, которая открыла двери для пьяниц, изгнанных из других храмов. С ноября 2017 года службы проводятся в барах, прихожанам разрешается употреблять алкоголь. Этот факт способствовал популярности Gabola Church, отмечает Religion News Service. На языке народа тсвана gabola означает «сделать глоток».

«Церковь Gabola создана для того, чтобы спасти отвергнутых людей, которые считаются грешниками. Мы пьём за освобождение. Мы пьём, чтобы Святой Дух вошёл в нас», — говорит основатель самопровозглашённой церкви епископ Циеци Макити (Tsietsi Makiti). Раньше он был младшим священником в староапостольской церкви, но потом поссорился с другими церковниками и основал Gabola Church. Макити и сам не прочь выпить: на фотографиях со служб он практически всегда со стаканом или бутылкой, но при этом не приемлет «алкогольных пожертвований» и сам покупает себе выпивку, предпочитая из всех напитков виски.

«В выпивке нет ничего дурного; если у человека неприятности из-за алкоголя, проблема в человеке, а не в алкоголе», — отмечается на официальной странице сообщества. Исходя из комментариев посещающих Gabola Church, пить в баре можно всё что угодно: начиная от самопального бренди и заканчивая дорогими сортами виски.

Многие в Южной Африке критикуют деятельность Макити и называют его паству «посетителями заведения». «Gabola не имеет никакого отношения к Слову Божьему. Собрания в ней не являются церковными службами, — говорит архиепископ Модри Патрик Шоле (Modiri Patrick Shole), директор Южноафриканского совета церквей (The South African Council of Churches (SACC)). — Они освящают Библией деятельность по пропаганде таверн и выпивки. Это богохульство. Это ересь, и она оскверняет церковные доктрины». По мнению архиепископа, властям давно пора закрыть эту псевдоцерковь хотя бы за то, что она нарушает муниципальную норму о недопустимости размещения церковных учреждений рядом с питейными заведениями.

В ЮАР проживает около 56 миллионов человек, и 80% из них — христиане преимущественно католического и протестантского вероисповедания. Есть также малые независимые церкви, культивирующие замысловатые обряды, например, с ручными змеями. Один из пасторов подобной малой церкви недавно был осуждён по статье о физическом насилии за то, что не скупясь брызгал в лица прихожан популярным репеллентом для «изгнания злых духов». Другой «миссионер» в Претории раздавал своей пастве крысиный яд.

Впрочем, осуждение со стороны других христианских организаций не влияет на посещаемость завсегдатаев: на службе всегда присутствуют несколько десятков человек, которых не смущает, что в качестве алтаря зачастую выступает бильярдный стол, украшенный марочным пивом и более крепким алкоголем, а служители церкви освящают не воду, а, например, пиво в бочонках, и, соответственно, крестят новообращённых хмельным напитком. «Нет никакой борьбы, никаких споров. У нас есть только любовь», — так описывает Associated Press философию Найджел Лехаса (Nigel Lehasa), представляющийся «профессором» Gabola Church.

У сторонников «барной религии» есть ответ на критику: Gabola Church всё же не только своеобразным образом проповедует милость к пьяницам, но и проводит службы для беспризорников, организует турниры по дворовому футболу и помогает молодым художникам.