Не зря польские националисты скандируют: помним Вильно, помним Львов!
А все дело в том, что в Польше объявлен конкурс на оформление паспорта нового образца. Казалось бы, что тут такого. Однако уже первые туры народного плебисцита вызвали зубовный скрежет в государствах, считающихся сейчас ближайшими союзниками Варшавы.
Коварные паны включили в варианты оформления «удостоверения гражданина» несколько архитектурных символов, считающихся в стране историческими святынями. И в таком предложении для широкого обсуждения не было бы ничего противоестественного, если бы не находились эти символы нации на сопредельных территориях.
Первым забил тревогу Вильнюс. И не зря! На конкурсе лидируют так называемые Святые ворота или Острая брама. Последние из сохранившихся девяти крепостных ворот Вильно, которые к тому же украшены иконой Богоматери, считающейся в Польше предметом особого поклонения.
А пока литовские власти апеллировали к Варшаве, не скрывая вековых обид, всполошились и на Украине. Поскольку еще один графический вариант представлял собой часовню в виде ротонды, установленной на месте захоронения так называемых «польских орлят» во Львове. Орлятами поляки называют молодежь, погибшую в ноябре 1918 в битве с украинцами на улицах Львова. Тогда в ожидании подхода основных польских сил против гайдамаков выступили студенты и отставники.
Понятно, что Киеву неприятно само напоминание о тех столкновениях, а тут еще ротонда может быть растиражирована на весь мир.
Какой символ выберут, пока не ясно, есть среди 13 вариантов оформления и вполне нейтральные. Но польские власти вновь указали своим соседям на их истинное место в европейской иерархии. Да и косвенно намекнули, что вопрос территориальных претензий — это вопрос времени.