Самым знаковым стал уход из Белого дома главного советника президента Дональда Трампа по стратегическим вопросам Стивена Бэннона. Но им дело не ограничилось. Административный исход из Белого дома был впечатляющим.
Официально уход Бэннона произошёл по взаимной договорённости сторон. Истинные причины живо обсуждаются американской прессой. Бэннон раздражал главу президентской администрации Джона Келли своей позицией «серого кардинала», постоянно что-то Трампу «нашёптывающего», но при этом не отвечающего за конкретные решения.
Беспорядки в Шарлотсвилле и сокрушение памятников солдатам и генералам Конфедерации в южных штатах США дали Келли административный повод. Как политик ультраправых взглядов Бэннон наверняка занял очевидную позицию поддержки марша «Объединённых правых», хотя публично её не выражал. Более того, за пару дней до отставки он назвал ультраправых, дравшихся с ультралевыми на улицах Шарлотсвилла, клоунами и неудачниками. Тем не менее ультраправый имидж Бэннона определил его судьбу. Ему пришлось вернуться в BreitbartNews.
Можно было бы всё списать на ревность Келли к Бэннону, но в действительности решающую роль в судьбе главного советника Трампа и других советников, которые массово покинули Белый дом, сыграла невнятная речь президента США о событиях в Шарлотсвилле. Трамп обвинил в насилии и правых, и левых. А от Трампа ждали, что он определится, на чьей он стороне в новой драке между Югом и Севером. Не дождались ни те, ни другие. Из Белого дома стали уходить те, кто был за снос памятников Конфедерации, и те, кто был против. Понятно, что Стив Бэннон оказался в числе последних.
Противостояние противников и сторонников демонтажа памятника главнокомандующему армии Конфедерации генералу Ли в парке Эмансипации в виргинском городе Шарлотсвилл началось 15 мая и закончилось 12 августа рукопашной. Дикси дрались с янки, белые с чёрными, националисты с антифашистами, правые с левыми, популисты с глобалистами. Погибли три человека, ранено 19.
Левые не сложили оружие и стали крушить памятники Конфедерации. Губернаторы Вирджинии и Северной Каролины немедленно предложили тотальный демонтаж таких монументов. Лишь бы избежать дальнейших беспорядков.
14 августа толпа сокрушила памятник солдату Конфедерации в Дареме (Северная Каролина). В ночь с 15 на 16 августа все памятники конфедератам были демонтированы в городе Балтимор (штат Мэриленд). Последний случай — в штате Техас задержан мужчина, пытавшийся взорвать монумент генералу армии южан Дику Даулингу. У левых взрывчатки много, а у правых хватает дробовиков. И они готовы броситься друг на друга. Дональд Трамп продолжает пытаться остаться над схваткой, чтобы не потерять правый белый электорат, который привёл его к власти, но и не прослыть фашистом.
Тем временем административный ресурс Трампа стремительно редеет. Распущен комитет по оценке изменения климата. В его составе 15 учёных, чиновников и представителей корпораций. Добровольно ушёл в отставку советник по вопросам законодательного регулирования Карл Айкан во избежание «партийных споров о его роли в Белом доме».
Ликвидированы два президентских совета — производителей и стратегический. Причиной этого стал уход из советов восьми крупных бизнесменов из-за событий в Шарлотсвилле. Комитет по искусству и гуманитарным наукам перестал функционировать. Причина — уход его 17 членов из-за реакции Трампа на бойню в виргинском городке.
Идя на президентские выборы, Дональд Трамп с подачи Стивена Бэннона удачно разыграл такие табуированные темы, как проблема миграции или расовые страхи, глубоко сидящие в жителях белого Юга. Но Шарлотсвилл и погром памятников конфедератам провоцировал Трампа на невыгодное для него чёткое объяснение своей позиции: по правой стороне улицы он пойдёт дальше или по левой. Трамп увернулся и пока ещё не проиграл. Но команду советников ему придётся собирать новую.