В Соединённых Штатах задумались о том, чтобы усилить собственное политическое, экономическое и военное присутствие в Ливии. Возможно, в ближайшее время американское посольство даже переедет в Триполи из Туниса. В Вашингтоне недовольны действиями России в этой североафриканской стране — Москву обвиняют в нарушении процесса мирного урегулирования и в военной поддержке Халифы Хафтара в ущерб триполитанскому Правительству нацединства. В то же время, несмотря на «перекосы» во внешней политике Кремля, нельзя говорить о реальном клинче между Россией и США по ливийскому вопросу.
США возвращаются в Ливию
Управление Гражданской авиации США (FAA) частично сняло запрет на полёты гражданских лайнеров над Ливией. Как пояснил глава управления ведомства Наср аль-Дин Шайеб Аль-Айн, речь идёт о самолётах, летящих на высоте более 30 тысяч футов (чуть более 9 км).
Частичная отмена является шагом вперёд, но не будет эффективной до тех пор, пока аэропорты не будут обеспечены дополнительными мерами безопасности и услугами, что проложит путь к полной отмене запрета, — пояснил Аль-Айн.
FAA полностью запретило полёты над Ливией 17 августа 2014 года в связи с террористической опасностью для гражданских авиарейсов.
Ещё одно свидетельство активизации двусторонних отношений между СШИ и Триполи — недавние переговоры посла США в Ливии Питера Бодде и руководителя Африканского командования Вооружённых сил США (AFRICOM) генерала Томаса Вальдхаузера с премьер-министром Правительства национального единства Фаизом Сараджем. Американская делегация прибыла в Триполи на двух конвертопланах Bell V-22 Osprey, приземлившихся на базе Абу-Ситте. В ходе переговоров США пообещали выделить правительству Сараджа в короткие сроки дополнительную финансовую помощь «в рамках поддержки усилий по обеспечению безопасности», сообщает Middle East Monitor. Правда, размер транша составляет всего $500 тысяч. Также стороны договорились о поддержке усилий ООН по проведению демократических выборов в стране.
В свою очередь западные эксперты рекомендуют США начать более активно вмешиваться в ливийские дела. Согласно опубликованному докладу Брукингского института, сейчас США необходимо возвращаться в эту североафриканскую республику, «являющуюся одним из основных поставщиков оружия и боевиков в Сирию, Ирак и Афганистан». В частности, указывают аналитики, следует перенести резиденцию американского посла в Триполи. После нападения в 2012 году радикальных исламистов на диппредставительство США и убийства четырёх американских граждан, в том числе посла Криса Стивенса, резиденция посла США в Ливии располагается в Тунисе. Начало процессу активного подключения страны к решению ливийского кризиса, по мнению экспертов, положила состоявшаяся в декабре 2018 года встреча в Брюсселе госсекретаря Майка Помпео и Сараджа.
Несмотря на некоторое ослабление внимания к ситуации в Ливии, интерес Штатов к этой стране полностью не пропадал. В 2015 году сообщалось о прибытии в Ливию около 200 американских спецназовцев для оказания помощи местным группировкам в борьбе с «Исламским государством» (ИГ, организация запрещена в РФ), но по неизвестным причинам военные покинули страну вскоре после прибытия.
При позднем периоде президентства Обамы активность США в Ливии была сведена к минимуму, отмечает News.ru руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семёнов.
Когда появилась необходимость борьбы с усиливающимся ИГ, США стали по мере возможностей оказывать содействие ливийским группам, которые сопротивлялись террористической угрозе. Поэтому у американцев сложились достаточно тесные отношения с Триполи и с Мисратой, куда постоянно наведываются американские делегации. Именно мисратские вооружённые группы внесли наибольший вклад в вооружённую борьбу с радикалами и фактически ликвидировали структуру ИГ в Ливии, — указывает эксперт, тем самым опровергая транслируемое в России мнение о Хафтаре как главном борце с терроризмом в Ливии.
Кремль обвиняют в двойных стандартах
В то же время в Соединённых Штатах периодически обращают внимание на усиление активности России в Ливии. Так, в Вашингтоне обвиняют Москву в том, что российская сторона публично поддерживает процесс урегулирования в рамках ООН, но в действительности делает больше ставку на палату представителей в Тобруке и командующего Ливийской национальной армией Халифу Хафтара.
Успех Хафтара позволит России закрепиться в ключевых районах южнее НАТО, а также возобновить контракты времён бывшего лидера Ливии Муаммара Каддафи в сфере нефтедобычи и поставок вооружений, — заявлял Томас Вальдхаузер 7 марта.
По словам военачальника, Россия помогает Хафтару поставками оружия (как, впрочем, ОАЭ, Египет и Франция), и благодаря такой помощи его силы смогли установить контроль за рядом крупных нефтяных месторождений в стране. Обвинения американских военных не лишены реального основания — в конце 2018-го делегация во главе с Хафтаром была принята в Москве. На переговорах с министром обороны Сергеем Шойгу присутствовал предприниматель, «кремлёвский повар» Евгений Пригожин, с чьим именем связана деятельность ЧВК Вагнера. Уже в январе западные наблюдатели заметили россиян в Ливии — предположительно, российские инструкторы помогали хафтаровцам установить контроль над нефтяным месторождением Шарара. Также показательно, что в ноябре 2018 года делегация Сараджа и турецкие представители демонстративно покинули конференцию по мирному урегулированию в Ливии в Палермо, обвинив ряд стран, в том числе Россию, в проведении закулисных переговоров с представителями Хафтара.
Однако в Москве продолжают декларировать многовекторность собственной официальной позиции по Ливии и заявляют о готовности к диалогу со всеми силами в этой стране. Так, 17 марта в российскую столицу с официальным визитом прибыл Халед аль-Мишри, председатель Высшего государственного совета Ливии (консультативный орган при правительстве Сараджа), в прошлом — лидер ливийских «Братьев-мусульман» (запрещены в РФ). Он провёл переговоры со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко.
Обвинения США в подержке Москвой Халифы Хафтара в ущерб официальному Триполи носят зачастую декларативный характер, полагает Кирилл Семёнов.
С Хафтаром сотрудничают также Франция, Египет, ОАЭ, КСА — все эти страны являются союзниками США, и при этом их взаимодействие с ЛНА куда более тесное, чем аналогичные контакты Москвы. Россия далеко не первостепенный игрок в Ливии, и в действительности какого-то жёсткого клинча между Москвой и Вашингтоном по ливийскому вопросу не наблюдается, — поясняет аналитик.
Хотя контакты России и Хафтара действительно носят несколько более тесный характер, чем двусторонние отношения Москвы с другими ливийскими игроками, говорить о каком-то «перекосе» преждевременно, заключает Семёнов, но это не означает, что политики и конъюктурные эксперты не продолжат обвинять Москву в односторонней поддержке сил Хафтара.