Почему дипломатия проиграла борьбу за Крым

Мир 27 марта, 2019 / 08:05

Российское руководство продолжает рассылать приглашения своим тактическим союзникам посетить Крым — в надежде, что полуостров пять лет спустя после воссоединения получит минимальное признание на международном уровне, хотя бы со стороны лидеров тех государств, чьи позиции хоть в чём-то пересекаются с позициями Кремля. Однако в той стилистике, к которой прибегает российская власть, заметны существенные изменения: отныне Москва ищет «духовный» путь к сердцам тех лидеров, которых она бы хотела видеть в Крыму.

Приглашение посетить Крым получил и турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган. Об этом недавно сообщил сам президент РФ Владимир Путин, уточнив, что ожидает турецкого коллегу на открытии Соборной мечети в Крыму.

Он знает об этом и, насколько я понимаю, очень положительно отнесся к этому предложению. Ну посмотрим, как будет на самом деле, будет ли у него время, возможность приехать, — сказал хозяин Кремля.

Известно, что с предложением пригласить главу турецкого государства выступил муфтий мусульман Крыма Хаджи Эмирали Аблаев. Согласно задумке, общая площадь мечети в Симферополе будет составлять 5,7 тысяч кв. м, а вместимость — 2,6 тысяч человек. Её строительство стартовало осенью 2016 года, ожидается, что все работы будут завершены в конце 2019 года. По словам Путина, все традиционные конфессии, включая ислам, вносят достаточно конструктивный вклад в межрелигиозное спокойствие. Вероятно, задумка главы российского государства заключается в том, чтобы добиться для Крыма легитимации, разыграв карту конфессиональной близости.

Фото: kremlin.ruВстреча лидеров РФ и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана

Однако Путину должно быть хорошо известно, что потенциальным посещением полуострова Эрдоган попросту «сдаст» крымских татар — точнее, ту их часть, которая со скепсисом отнеслась к переходу полуострова в российскую юрисдикцию и стала активно искать посреднической помощи у турецкого руководства. Если представить себе, что в обмен на какой-то дипломатический реверанс с российской стороны Эрдоган вдруг согласится почтить своим присутствием открытие мечети в Симферополе, то необходимо понимать, что его просто не поймут дома. Хотя, безусловно, «украинскому» треку турецкая сторона сейчас уделяет достаточное внимание: в пользу этого говорит назначение руководителя департамента МИД Турции по консульским вопросам Мехмета Самсара по пост посла в России. Самсар имеет «украинский» бэкграунд: ранее он возглавлял дипмиссию Турецкой Республики в «незалежной». Это не могло не остаться не замеченным Москвой. Правда, что обещает России перевод Самсара в российскую столицу, только предстоит узнать: прошло слишком мало времени с момента его назначения.

О том, что Путин пытается играть на струнах конфессиональной близости в разговоре о международном признании Крыма, говорит и тот факт, что глава российского государства предложил пригласить премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на открытие синагоги в Севастополе. Во время встречи с представителями общественности Крыма и Севастополя российского президента известили о финальной стадии строительства синагоги на том месте, где во время Великой Отечественной войны проходили расстрелы евреев. Хозяин Кремля ответил: раз Эрдогана позвали на открытие мечети, то на открытие синагоги нужно позвать Нетаньяху.

Фото: kremlin.ruПремьер-министр Государства Израиль Биньямин Нетаньяху.

Давайте пригласим ещё премьер-министра Израиля, пусть приезжает на открытие синагоги, — заявил Путин.

Правда, ожидать такого щедрого подарка от Нетаньяху вряд ли стоит: премьер слишком трепетно относится к мнению США, которые в этом вопросе непреклонны.

Вероятно, изменение стилистики в работе над международным признанием Крыма свидетельствует: российская дипломатия на этом направлении не справилась с поставленными задачами. Благосклонности в этом вопросе не получилось добиться даже у самых близких тактических союзников России. Приглашения Кремля приехать в Крым стали игнорировать даже те, кто должен быть благодарен ему за возможность спокойно засыпать в своей президентской резиденции. Накануне сирийская дипмиссия сообщила, что президент Арабской Республики Башар Асад вряд ли посетит Ялтинский международный экономический форум (ЯМЭФ), который намечен на середину апреля. Вероятно, это должно поставить новые вопросы перед российским руководством: стоило ли оказывать военное и дипломатическое прикрытие тем, кто не умеет расплачиваться по своим счетам?

Впрочем, если вернуться к теме признания Крыма, то можно сказать следующее. Как известно, внешнюю политику страны формирует её лидер, а дипломатия обязана найти пути, как обеспечить реализацию этой политики с использованием дипломатического инструментария. Последние события наталкивают на мысль, что в случае, если дипломаты не справляются с задачами, то их выполнение берут на себя клирики. И не исключено, что это лучший способ разрешить международные проблемы, хотя в известной мере духовенство тоже — заложники большой политики или её непосредственные игроки.