Президент США Дональд Трамп пообещал до 20 сентября ввести новые, «существенные», по его словам, санкции против Ирана — по следам атаки на нефтеперерабатывающие заводы Саудовской Аравии, в которой американцы обвиняют именно Тегеран. Среди аналитиков всерьёз рассматривается возможность не только очередных антииранских экономических ограничений, но и военного удара по Исламской Республике. А конкретно — по её нефтяным объектам, которые расположены на побережье и потому достаточно уязвимы.
Мы введём некоторые существенные санкции против Ирана. Мы объявим о них в течение следующих 48 часов, — заявил Трамп 18 сентября.
Вместе с тем, отмечают эксперты, политика 45-го президента США, пока что лишь обостряющая отношения Вашингтона с Тегераном, ведёт к сплочению иранских политических элит внутри республики. Заявления Трампа о возможности военного удара по Ирану звучат всё чаще — ранее американский лидер даже заявлял, будто бы в последний момент отменил атаку на Исламскую Республику. Аналитики сходятся в том, что американцы в случае, если решат ударить по иранской территории, сосредоточатся на нефтяных и газовых объектах страны, значительная часть которых расположена на побережье Персидского залива.
Эту же точку зрения озвучил в разговоре с News.ru и эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин.
С учётом того, что крупные силы США расположены в регионе Персидского залива, наиболее логичным видится удар именно по побережью, и с технической точки зрения это более чем возможно. Американцы обладают ресурсами для подобного нападения. У Ирана, в свою очередь, есть и свои средства для отражения удара, те же С-300. Но не думаю, что этого хватит для полного противодействия возможной атаке США.
Вместе с тем, отмечает он, главный вопрос в том, каким образом Иран способен ответить американцам напрямую — в первую очередь, на территории Ирака и Сирии, где силы Соединённых Штатов наиболее уязвимы. Также речь может идти и об атаках на американские силы в Афганистане. Проблема не в том, что США могут нанести удар, а в том, что иранцы способны предпринять ответные действия, подчёркивает эксперт.
Если говорить об иранском руководстве, то оно, судя по всему, всё больше убеждается в том, что Дональд Трамп и нынешняя американская администрация не способны на атаку на Исламскую Республику, — считает Смагин. — В Тегеране все воинственные заявления Вашингтона рассматривают как браваду, помня о том, что предыдущие угрозы ударить по Ирану закончились ничем. А с экономическим давлением они уже свыклись, для них это не является каким-то шоком.
Соединённые Штаты обладают колоссальной военной мощью, поэтому в случае с Ираном теоретически возможны разные варианты ответа на действия Исламской Республики, отметил, в свою очередь, в беседе с News.ru военный эксперт Юрий Лямин.
В Тегеране прекрасно понимают, что стратегия пассивной обороны для них абсолютно проигрышна, и поэтому открыто предупреждают, что даже при попытке ограниченного удара по ним они могут нанести широкомасштабные ответные ракетные удары по американским базам и региональным союзникам США. И вот тут уже стоит вопрос, а готов ли Вашингтон к вероятности новой большой войны на Ближнем Востоке?
В то же время, судя по всему, Дональд Трамп всё-таки не настроен на военную конфронтацию с Ираном. Президент США, конечно, угрожает Тегерану, но демонстрирует и готовность к переговорам с Исламской Республикой. Увольнение Джона Болтона, одного из главных американских «ястребов», стало для иранцев, скорее, позитивным сигналом. Но данный факт не отменяет того, что другие антииранские силы в Вашингтоне, коих много, способны в итоге взять верх.