Европа оставила Асада с Путиным и Эрдоганом

Мир 27 августа, 2018 / 14:45

Попытки Москвы и Анкары подключить к тройственному формату решения сирийского кризиса европейских игроков пока не находят отклика. Россия как одна из стран-гарантов процесса прекращения огня заинтересована в закреплении сирийского режима зарубежными инвестициями при имитации политических реформ. Турция как страна-член НАТО хотела бы снять нагрузку с собственной экономики и ликвидировать перекос в сторону союзников Асада. В итоге у локомотивов ЕС — Германии и Франции — не остаётся выбора, кроме как имитировать желание подключиться к процессу урегулирования и решить проблему возвращения репатриантов.

Лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган 7 сентября отправится в Иран для участия в трёхстороннем саммите Россия — Турция — Иран. В настоящее время город, в котором пройдёт мероприятие, не определён иранской стороной. «Это будет Тегеран или Тебриз», — сообщили в канцелярии турецкого президента. Саммит в Иране пройдёт в рамках переговоров стран-гарантов астанинского процесса и на фоне переброски проправительственных сил к северо-западной провинции Идлиб, где расположена сеть турецких наблюдательных постов. Первая встреча в трёхстороннем президентском формате состоялась 22 ноября 2017 года в Сочи, вторая — 4 апреля в Анкаре.

Фото: Global Look Press/Sopa Images/Muhmmad Al-NajjarДамаск, Сирия

Симптоматично, что переговоры запланированы на 7 сентября — дату, на которую в июле президент Турции Эрдоган анонсировал проведение саммита в Стамбуле между Турцией, Францией, Германией и Россией по сирийскому урегулированию, прежде всего — по проблеме беженцев. Сдвиг встречи по САР — нормальное явление ввиду сложности согласования позиций участников и достижения конкретных договорённостей (переговорные раунды в Астане постоянно переносились), однако анонсированный Эрдоганом четырёхсторонний саммит, видимо, не состоится. Об этом Deutsche Presse-Agentur рассказал источник в Елисейском дворце, добавив, что «рано проводить саммит на столь высоком уровне». Сначала Франция хотела бы получить гарантии прекращения огня в Сирии и того факта, что именно политические реформы будут на повестке дня встречи. Кроме того, источник назвал серьёзной угрозой наступление сирийских правительственных войск в провинции Идлиб, замечает DPA.

После того как президент России Владимир Путин перед началом встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в резиденции Мезеберге призвал европейские страны вложиться в сирийскую инфраструктуру для возвращения беженцев, зампредседателя фракции Свободная демократическая партия в бундестаге Александер Ламбсдорф жёстко раскритиковал российское предложение. По его мнению, Россия своей военной кампанией в Сирии достигла предела финансовых возможностей, поэтому в восстановлении страны не может играть серьезной роли. «Однако это не должно привести к тому, что мы восстановим разбомбленные Россией улицы, на которых приспешники Асада будут хватать возвращающихся беженцев для пыток в тюрьмах, — цитирует DW его слова, добавляя, что Германия должна поставить чёткие условия. — Путин многократно говорил, что не поддерживает Асада, а добивается сохранения сирийской государственности и достижения стабильности в стране». Эксперт Социал-демократической партии Германии по внешней политике Рольф Мютцених в свою очередь заявил, что реальный прогресс возможен только при условии достижения политического перемирия, одобренного ООН.

Фото: Global Look Press/imago stock&people/Christian ThielАлександер Ламбсдорф

Вероятно, Москва хотела, чтобы Анкара попыталась убедить европейских лидеров провести мероприятие из расчёта, что предложение Турции как страны, принявшей наибольшее количество беженцев, будет иметь вес, отмечает News.ru проживающий в Анкаре эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов. «Европейские страны пока не хотят открыто что-либо обсуждать без прогресса на политическом треке, особенно в вопросе реформирования, — полагает эксперт. — Как мне кажется, российская сторона сама особо не рассчитывала на то, что европейские страны согласятся на саммит на таком уровне, и сейчас, скорее, можно говорить о консультациях на уровне профильных представителей МИДов».

С одной стороны, проведением саммита Эрдоган хотел бы решить проблему беженцев, с другой — привлечь европейские страны к проблеме сирийского урегулирования и расширить его формат, считает руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов: «Трёхсторонний формат Турцию пока устраивает, но главную роль в нём играют все-таки Россия и Иран, поэтому Анкара хотела бы снять перекос ещё одним форматом — он бы уравновесил российско-иранский тандем, начав с обсуждения проблемы беженцев и затем расширив его другими вопросами». Страны Евросоюза заинтересованы в решении проблемы беженцев, но в более-менее спокойно обстановке. Сейчас же отношения с Турцией обострены, да и под вопросом находится судьба провинции Идлиб, поэтому логично желание Европы дистанцироваться от мероприятия — со стороны это может выглядеть как одобрение операции в Идлибе, добавляет эксперт.

Фото: Global Look Press/Sopa Images/Muhmmad Al-NajjarДамаск, Сирия

Сейчас Россия меньше заинтересована в политическом аспекте — Москву в основном волнует реализация инициативы по возвращению сирийских репатриантов и поиск средств для восстановления разрушенной инфраструктуры, полагает Семёнов. В то же время российская сторона может использовать участие Германии и Франции для демонстрации одобрения её действий и легитимации сирийского баасистского режима при том, что главное условие резолюции ООН № 2254 — формирование переходного органа — не выполняется. «Если под эгидой ООН будет сформирован конституционный комитет, в который войдёт не марионеточная, а реальная — как минимум протурецкая — оппозиция, наверное, европейские страны могут подключиться к урегулированию и согласятся на подобный саммит, — отмечает Семёнов. — Но пока они готовы только ждать приемлемых российских инициатив и имитировать обсуждение проблемы».