Острые переговоры в тени загадочного вируса

Мир 14 августа, 2017 / 07:51

Так уж совпало, что сообщения о заразе появились как раз накануне приближающихся очень сложных переговоров Москвы и Анкары.

Нет, конечно, нельзя не посочувствовать нашим соотечественникам, у которых практически украли отпуск, но то, что эта отнюдь не смертельная эпидемия стала на наших телеканалах новостью номер один, свидетельствует только об одном: и таинственный вирус может стать дополнительным предметом для торга с недовольными помидорной блокадой турками.

Помидорами не отделаются

Турки — партнёры очень непростые, они ведут постоянную игру в треугольнике США — Россия — ЕС, стремясь выгадывать на всех фронтах. Особое недовольство Анкары в отношениях с нами, если, конечно, абстрагироваться от сирийской проблемы, вызывают наши де-факто ограничения на поставки турецкой сельскохозяйственной продукции.

Турецким помидорам мы путь на ближайшие несколько лет наглухо заблокировали, ссылаясь на необходимость поддержать отечественных производителей, вложивших при поддержке государства немалые средства в развитие тепличного хозяйства. В лучшие времена Турция зарабатывала на своих овощах на российском рынке до одного миллиарда долларов в год. Сейчас доходы сократились. И, понятно, турки очень недовольны. Тем более что под те или иные ограничения подпадают турецкие кабачки, баклажаны, тыквы.

В отместку Турция уже вводила 130-процентную пошлину на российскую пшеницу. И этот козырь у неё по-прежнему в рукаве. К тому же, начав строительство подводной части «Турецкого потока», наши газовщики до сих пор не знают, в какой точке турецкого побережья труба выйдет на сушу. Эта проблема до сих пор не согласована. Словом, противоречий хватает, причём бьют обе стороны взаимно по болезненной точке — кошелькам.

Срыв турецкого сезона?

Но вернёмся к таинственному энтеровирусу, вызывающему пузырьковые покраснения, высокую температуру, но жизни не угрожающему. Поднятая вокруг этой инфекции шумиха заставляет всё большее число наших туристов пытаться отказаться от турецких красот. А это значит, что при продолжающейся интенсивной психологической обработке конец турецкого пляжного сезона с нашей стороны может быть сорван. Для турок же туризм — важнейшая сфера экономики. А потому они очень болезненно реагировали на туристическую блокаду, которая была у нас объявлена после инцидента с нашим самолётом в Сирии.

Поэтому среди взаимных аргументов, которые стороны будут использовать на переговорах, вирус обречён занять своё достойное место. Не педалировать проблемы инфекции и не срывать концовку сезона — это может стать серьёзной уступкой Анкаре, которая в ответ будет также вынуждена снять некоторые свои претензии и умерить обвинительный пыл.

Мы, конечно, слегка упрощаем картину двусторонних отношений. Но очевидно одно: 17–19 августа в Измире торговые переговоры предстоят очень непростые, у сторон накопилось немало взаимных претензий. Но всегда надо надеяться на прорыв. И вирус может такому успеху косвенно посодействовать. Почему бы не обменять вирус на продолжение ограничений томатных поставок?