«При нём были обнаружены списки четырёх грузинских боевых подразделений, где числились личные данные более 30 военнослужащих, звания и контактные телефоны его руководства и военного учебного центра. Сам он был в первой десятке диверсионной группы. Имеющиеся при нём документы подтвердили его планы по подготовке провокаций в Южной Осетии». Югоосетинский КГБ рапортует о том, что бывший военнослужащий грузинской армии Арчил Татунашвили готовил диверсии на территории республики в преддверии президентских выборов в России, оказал сопротивление при конвоировании, упал с лестницы, но скончался в тот же день не от полученных травм, а от сердечной недостаточности.
Грузия требует расследования загадочной смерти своего гражданина, подозревает силовиков Южной Осетии в его убийстве и называет Россию ответственной за произошедшее 23 февраля. Члены семьи и близкие Арчила Татунашвили, которые не верят версии Южной Осетии, 26 февраля провели акцию протеста, перекрыв на два часа центральную магистраль Западной Грузии с обеих сторон, — они требовали «немедленной доставки тела погибшего» из Цхинвала.
Со своей стороны полпред президента республики Мурат Джиоев заявил, что «во избежание разнотолков и разночтений причин смерти гражданина Грузии материалы проведённой в Южной Осетии экспертизы направлены независимым экспертам в России». Содокладчики Парламентской ассамблеи Совета Европы призвали власти Южной Осетии и России провести «прозрачное расследование». Свою озабоченность по поводу смерти Татунашвили выразил Госдеп в лице официального представителя Хизер Нойерт. Российские представители, несмотря ни на что, пока не комментировали ситуацию.
По данным югоосетинских комитетчиков и СМИ республики, Татунашвили — участник августовских событий 2008 года, воевал на стороне Грузии, участвовал в миротворческих миссиях в Афганистане и Ираке. Перед задержанием Татунашвили готовил диверсии на территории Южной Осетии в преддверии выборов президента России, назначенных на 18 марта. Для беспрепятственного пересечения границы он пользовался поддельными документами и работал под легендой торговца фруктами. Как пишет Sputnik Южная Осетия, «с виду обычный торговец, в реальности агент грузинских спецслужб» снимал на камеру мобильного телефона фото и видео военных объектов Южной Осетии, собирал другую разведывательную информацию.
По версии Комитета госбезопасности республики, Арчил Татунашвили был задержан в ходе реализации оперативно-разыскных мероприятий в Ленингорском районе, а для проведения следственных действий был доставлен в Цхинвал. «Во время препровождения в следственный изолятор оказал сопротивление, выхватил из кобуры конвоира пистолет. Для разоружения Татунашвили и нейтрализации его противоправных действий сотрудниками КГБ применена физическая сила. При этом задержанный получил травмы, был сбит с ног и скатился по лестнице», — отмечается в официальном сообщении. Позже у Татунашвили появилась одышка, и он был доставлен в Республиканскую соматическую больницу, где через два часа скончался. Вскрытие показало, что у него не было переломов и повреждений внутренних органов. Однако, отмечают местные журналисты, власти Грузии, как и всегда, будут навязывать удобную для них версию всем международным организациям.
Грузинские СМИ отмечают, что после войны 2008 года Татунашвили, помимо мелкого бизнеса, которым занимался не менее двух лет, часто навещал родное село в Южной Осетии и своих родственников, имел постоянный пропуск на въезд, выданный КГБ республики. По версии родственников, Арчил Татунашвили не участвовал в «пятидневной войне», поскольку находился в командировке в Ираке, — Саакашвили в 2008 году тогда действительно не дождался хорошо укомплектованных батальонов из Ирака и Афганистана и начал операцию без них.
Арест отставного военнослужащего произошёл после словесной перепалки на границе с местными таможенниками, после чего его переправили в Цхинвал и, по версии родственников, избили до смерти, а теперь не хотят отдавать тело. Грузинская сторона указывает ещё на несколько моментов. Во-первых, каким образом Арчил Татунашвили — вроде как диверсант — смог выхватить из кобуры конвоира пистолет, если по дороге в следственный изолятор должен был находиться в наручниках? Во-вторых, как он мог ездить по поддельным документам, если не скрывал свою личность и военное прошлое, а пограничники сверяют документы по электронной базе? В-третьих, какой диверсант будет возить при себе списки диверсионных групп?
Гипотетически отставной военнослужащий мог быть штатным сотрудником грузинских спецслужб и как человек, который хорошо знает местность и местных, под прикрытием занятия торговлей осуществлять диверсионную деятельность, привлекая для этого ничего не подозревающих товарищей — иначе КГБ республики их бы не выпустил из СИЗО. Вряд ли в его задачи входила разведдеятельность: объекты Южной Осетии хорошо известны, да и собственные технические средства, а тем более — американской разведки, работающей в Грузии, позволяют делать это без старомодных ритуалов со снимками, списками и прочими «визитками Яроша». Другое дело, что он мог действительно быть торговцем и банально повздорить с пограничниками или таможенниками. В любом случае, для урегулирования этого инцидента мало российской экспертизы, которой грузины не поверят на фоне скандалов с мельдонием и кокаином. Необходимо привлечение сторонних специалистов, хотя они также бывают ангажированными.