Одна ночь и 30 лет: трагедия в Ходжалы остаётся раной азербайджанцев

Мир 26 февраля, 2022 / 12:00

Дюрданя Агаева давно привыкла к вниманию со стороны журналистов. Ей не нужно объяснять, как строится кадр, выставляется свет, делаются дубли. Для телеоператоров работать с такой героиней одно удовольствие. Такую популярность у журналистов ныне 50-летняя женщина приобрела по причине, которой лучше бы не было. Она — одна из тех, кто пережил трагедию в посёлке Ходжалы в феврале 1992 года, и потому является непосредственной свидетельницей событий, когда от рук армянских боевиков погибли 613 её земляков, а сама она вместе с младшим братом Эльшадом провела восемь дней в плену в местечке Гара Гая у бывших соседей, внезапно сделавшихся врагами.

Несколько лет назад Агаева даже написала и издала книгу о тех событиях, которые, по её словам, навсегда остановили её жизнь. Книга так бесхитростно и называется: «Восемь дней в армянском плену» (переведена в том числе на русский язык).

Я до их пор помню это так, как будто это было вчера. Как армяне прямо у меня на глазах убили беременную женщину, нас с братом ранили. Я тех пор ощущаю себя живым мертвецом, я словно умерла тогда, в ту страшную ночь, — рассказывает Агаева.

Фото: NEWS.ruДюрданя Агаева

К памятнику жертвам ходжалинской трагедии Агаева приносит цветы — четыре красные гвоздики — каждый год. Здесь уже целая гора таких же цветов, похожих на капли крови. Ведь этот памятник в Баку — центр притяжения для более чем 1200 ходжалинцев, после событий 30-летней давности рассеявшихся по всему Азербайджану.

Эти восемь дней стали для меня восемью годами. Там я прожила жизнь, равную 80 годам. Я увидела 8 дней тюрьмы и будто бы вернулась с того света. Каждый день меня, раненую молодую девушку, они били, унижали и даже, когда я потеряла сознание, они подумали, что я умерла, и выбросили меня в мусор. Только потом я пришла в себя. Как признавались потом сами армяне, остаться в живых при таком избиении было каким-то чудом,— рассказывает она.

За три десятилетия все беженцы уже прочно осели на новых местах, и, как рассказывает один из них, Валех Гусейнов, вряд ли когда-нибудь они вернутся в Ходжалы, чтобы жить там. Кто-то глубоко пустил корни в других городах Азербайджана, там родились дети и внуки. Но воспоминания о малой родине для всех них одинаково травматичные.

Фото: Алексей Куденко/РИА НовостиЛюди несут портреты к памятнику жертвам Ходжалы «Ана Харайи» в Баку

Каждый день я вспоминаю про Ходжалы, и февраль в этом смысле самый тяжёлый месяц для нас. Никто, наверное, из нас в этом месяце не улыбается и не смеется. Все наши разговоры так или иначе крутятся вокруг тех событий. Поэтому наши дети знают о том, что случилось, не из истории, а из разговоров в своих семьях. Ходжалы для нас не музей, а наша земля, — говорит он.

Лично он сам готов вернуться в Ходжалы, как только появится такая возможность. «Без Ходжалы нет Карабаха», — несколько раз повторяет Гусейнов.

Как сказал NEWS.ru уроженец и бывший глава Ходжалинского сельсовета Эльман Мамедов, ныне депутат Меджлиса, трагедию 1992 года воспринимают как личное горе не только те, кто, как он сам, потерял там родных людей, но и молодежь, родившаяся уже после тех событий.

Это невозможно забыть или воспринимать просто как главу из учебника истории. Я через 20 дней нашёл в лесу тела своей матери и двух бабушек, как это можно забыть? Это третий геноцид в Ходжалы, который испытали его жители. Первый был в 1905 году, второй — в 1918-м. Мы с армянами соседи навсегда, и любую вражду надо заканчивать. Точно так же, как во Второй мировой войне погибли миллионы, но немцы и русские ведь сегодня не враждуют, — говорит он.

Сегодня (и, вероятно, навсегда) бывшие жители Ходжалы представляют собой скорее виртуальное, чем реальное сообщество, связанное общим прошлым.

Несмотря на это, все бывшие ходжалинцы имеют реального представителя в меджлисе (парламенте) страны — Турала Генджалиева. Это, наверное, самый необычный депутат в парламенте, у которого есть избиратели, но нет избирательного округа, где они могли бы общаться, поскольку город Ханкенди находится сейчас под контролем российских миротворцев.

Депутат подчёркивает, что для него не имеет никакого значения национальности его избирателей — он в равной степени пытается помогать и азербайджанцам, и армянам.

Они все для меня — граждане азербайджанского государства. И я верю в то, что когда миссия российского миротворческого контингента завершится, мы с армянами снова будем жить вместе в мире и благополучии, — надеется он.

Фото: NEWS.ruТурал Генджалиев

Депутат не отрицает, что это очень сложный вопрос в первую очередь на человеческом уровне: как вернувшиеся в родные края беженцы будут смотреть в глаза тем, кто сам (или их предки) выгнал их оттуда, у кого на руках кровь их родственников.

Мы требуем, чтобы виновные в геноциде мирного населения понесли ответственность. Но мы знаем, что в основном эта вина за военные преступления лежит на тогдашних руководителях Армении Саркисяне и Кочаряне и на тех, кто возглавлял бандформирования в Карабахе. К обычным же людям мы относимся как к своим согражданам и им нечего опасаться какой-то мести. Мы можем сосуществовать в мире, — утверждает Генджалиев.

Сообщество бывших ходжалинцев, которое возглавляет Генджалиев, сам родом из этих мест (из Шуши), называется «Возвращение в Карабах». Прощаясь, его избиратели и бывшие земляки нередко произносят «До встречи в Карабахе», подобно тому, как две тысячи лет евреи по всему миру говорили «До встречи в Иерусалиме».

Фото: Алексей Куденко/РИА НовостиЛюди несут портреты к памятнику жертвам Ходжалы «Ана Харайи» в Баку

Наша задача — готовить людей к большому возвращению в Карабах. Ведь помимо Ходжалы в Азербайджане за время карабахской войны оказалось более миллиона вынужденных переселенцев и беженцев. Мы учим наших детей истории, но не учим их ненависти. Война закончилась, справедливость восторжествовала, и в Карабахе нет места ненависти, — напоминает депутат.

Коренная жительница Баку с греческим именем Эллада подтвердила NEWS.ru, что такие аналогии в самом деле возникают. Эллада имеет также израильское гражданство, будучи этнической еврейкой, и для неё трагедия в Ходжалы чем-то напоминает холокост, трагедию европейского еврейства в годы Второй мировой войны.

Я как еврейка знаю, что такое геноцид. Для меня это было очень страшно. Это осталась очень глубокая рана для обоих моих народов, еврейского и азербайджанского. У нас в классе в Баку было больше армян, чем азербайджанцев, и никогда никаких конфликтов между нами не было. Главное, чтобы это не повторилось, чтобы отношения построились заново, — говорит она.

Такие аналогии — не такая уж сильно вольная трактовка отстоящих друг от друга на 70 лет трагических событий мировой истории, подтверждает проректор Университета ADA Фариз Исмаилзаде.

Фото: NEWS.ruФариз Исмаилзаде

Он напоминает, что на рубеже 1980–1990-х годов в разных местах Европы и бывшего СССР происходили события, схожие с теми, которые произошли в Ходжалы. Это геноцид мусульман в боснийской Сребренице и осада Сараево, бои в молдавских Бендерах, конфликты в Абхазии и Южной Осетии.

По мнению Исмаилзаде, именно многочисленность таких конфликтов примерно в одно и то же время стала причиной того, что трагедия в Ходжалы оказалась на периферии мирового общественного сознания.

Вся Европа тогда следила в первую очередь за Балканами, и очень мало внимания уделялось Кавказу. Мировое сообщество очень мало внимания уделяло карабахскому конфликту, что и дало возможность безнаказанно проводить там этнические чистки, причём ещё с 1988 года, когда азербайджанцев выгнали из Армении. Западная пресса вообще очень мало знала о Карабахе, мы жили в информационной блокаде, пока не началась полномасштабная война. Я знаю, что многие армяне сами были в шоке, когда позднее узнали про то, что произошло в Ходжалы, — говорит он.

Ходжалинская трагедия стала водоразделом для азербайджанского общества, продолжает Исмаилзаде. До 25 февраля 1992 года многие азербайджанские наблюдатели считали, что карабахские события — это какой-то конфликт элит, который не затрагивает жизнь обычных граждан. Кадры убитых мирных жителей, появившиеся затем, стали поэтому психологическим шоком для жителей республики.

После той ночи мы поняли, что это не конфликт между политиками где-то в Москве или Ереване, что существует реальная ненависть между двумя народами, и это может вылиться в крупномасштабный региональный конфликт. Ведь людям даже не дали возможности покинуть Ходжалы, это было сделано нарочно, чтобы запугать азербайджанцев, — говорит он.

Проректор ADA подчеркивает, что мировое сообщество долго не решалось признать события в Ходжалы геноцидом, потому что 614 человек выглядели слишком маленькой цифрой на фоне других этнических конфликтов, происходивших в то время. Но поскольку это преступление было спланировано заранее, оно подпадает под категорию геноцида. и для тех, кто устроил резню, не должно быть срока давности. точно так же, как его нет для нацистских военных преступников.

Для виновных в холокосте и в этнических чистках в Югославии международное сообщество создало трибуналы в Нюрнберге и Гааге. По карабахскому же вопросу большие державы, ООН, ОБСЕ не пришли к такому же консенсусу, и виновные остаются безнаказанными, но мы будем продолжать настаивать на организации такого трибунала, — сожалеет он.

При этом Исмаилзаде подчёркивает, что это никак не означает, что азербайджанцы не готовы жить в мире с армянами. Он подтверждает слова Турала Генджалиева, что проживающие в Карабахе армяне — такие же полноправные граждане Азербайджана и надо придумывать, как вовлекать их в государственное строительство после того, как над этими территориями будет восстановлена юрисдикция Азербайджана.

Фото: Соловьев Андрей/Фотохроника ТАССАзербайджанская Республика. Нагорный Карабах. 10 марта 1992 г. Вид на развалины Ходжалы, населённого пункта в Нагорном Карабахе, после ракетного удара

Мы должны перевернуть эту страницу, наладить диалог и взаимопонимание. Будущее Кавказа вообще — в открытии границ, налаживании коммуникаций. Мы с Арменией должны совместно восстанавливать наш регион. Но я сам вижу, что со стороны армян такой готовности пока нет, поскольку Армения сама не отошла ещё от шока проигранной войны, а армянская диаспора очень радикализирована и воспринимает любые шаги на примирение с Азербайджаном как предательство, — считает проректор.

Молодой бакинец Фарид согласен с тем, что для его поколения, которое не застало эту трагедию, ходжалинский геноцид тем не менее является частью их личного опыта.

Это, для меня во всяком случае, не история, а личные переживания и утраты, хотя у меня никто из родственников там не пострадал. Но ты понимаешь всё равно, через какой ужас прошли жители, пережившие ту трагедию, — говорит он.

Тем не менее Фарид тоже считает, что нельзя ставить знак равенства между вечной памятью жертв ходжалинской трагедии и продолжением вражды между двумя соседними народами.

Я учился в России, и у меня были однокурсники армяне. И мы, конечно, обсуждали в том числе и самые чёрные моменты отношений наших стран. Но всегда это было похоже на исторические дискуссии, дипломатично, без перехода на личности. Поэтому я думаю, что в конечном итоге наши отношения наладятся, — надеется он.

В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года в Ходжалы были убиты 613 человек, 487 человек стали калеками, о судьбе 150 человек до сих пор ничего не известно. Еще 1275 мирных жителей оставались в плену до тех пор, пока усилиями Аллахверди Багирова они не были освобождены.

После тех событий Ходжалы оказался под контролем армянских сил, был переименован в Иванян. Согласно оценке на 2012 год, в Ходжалы проживало 1273 человека — все армяне. А те, кто был ответственен за жестокое нападение на город, так и не были осуждены и не понесли наказания, хотя некоторые участники штурма и были объявлены Баку в розыск.