Сила колёс: как «Ночные волки» пугают Европу

Мир 01 августа, 2018 / 16:05

База российского байкерского клуба «Ночные волки» в Словакии станет музеем военной техники времён Второй мировой войны. Руководство страны заявляет об угрозе, которую отделение клуба представляет безопасности республики, и тем самым выражает европейские страхи.

О том, что база «Ночных волков» является «серьёзной угрозой безопасности» для страны, заявил вечером 31 июля президент республики Андрей Киска. Члены организации — «это инструмент режима, принимающего участие в оккупации соседней страны», добавил он, намекая на Украину. База открылась близ деревни Дольна Крупа в 70 км от столицы Братислава в конце июня и с тех пор не даёт покоя западным журналистам и чиновникам.

МИД Словакии призвал «тщательно контролировать ситуацию» вокруг объекта. «Влияние „Ночных волков“ вредно, особенно когда они хотят переписать историю», — подчеркнул представитель словацкого МИДа Петер Суско. Он напомнил, как байкеры продвигают идеи о том, что «Крым был и будет русским», «Сталин был героем», а «НАТО — преступная организация».

Российские власти считают базу «европейским штабом „Ночных волков“», уверена служба «Би-би-си». Словакия входит в НАТО и ЕС, однако во время холодной войны она была в составе Чехословакии и являлась союзником Москвы. Теперь в республике действует националистическая группа NV Europa во главе с Юзефом Хамбалеком, который, по данным СМИ, руководит также словацким отделением «Ночных волков». Именно ему принадлежит участок земли, на котором расположена база. Журналисты «Радио Свобода» попытались на прошлой неделе заснять объект на камеру, однако Хамбалек запретил им видеосъемку. Байкеры заявляют, что здесь откроется музей Второй мировой войны в честь советских подразделений, использовавших мотоциклы, поэтому на объекте появляется всё больше военной техники. И хотя словацкая полиция подтвердила, что она деактивирована, это не уменьшает тревогу местных властей.

Проблема в том, что «Ночные волки» являются «клубом, а не правительственной организацией, поэтому мы не можем подключить к этой истории (российское) посольство», рассказал Суско. Эти люди выражают взгляды, противоположные внешней политике Словакии, и пытаются здесь организовать свою деятельность, посетовал представитель МИДа.

Фото: Global look Press/CTK/Michal KamarytБайкеры «Ночные волки»

Лидер «Ночных волков» Александр Залдостанов по прозвищу Хирург имеет связи с Владимиром Путиным, опасаются словацкие СМИ. Журналисты напоминают, как в 2011 году российский лидер проехал с «Ночными волками» на байкерском фестивале в Новороссийске. В 2013 году Путин вручил Залдостанову орден Почёта «за активную работу по патриотическому воспитанию молодежи, участие в поисковой работе и увековечении памяти погибших защитников Отечества».

США ввели санкции против Залдостанова за причастность к «аннексии Крыма и сепаратистскому движению на востоке Украины». На сайте клуба сообщается, что у «Ночных волков» есть отделения как в российском Крыму, так и в Луганске, Харькове, что, судя по всему, особенно настораживает США. Кроме того, филиалы «Ночных волков» открыты в Латвии, Белоруссии, Румынии, Сербии, Македонии и Болгарии. В указанных странах по-разному относятся к байкерскому клубу. Если Латвия в 2016 году выдворила из страны местного руководителя подразделения Игоря Лакатоша, в Сербии членов клуба предсказуемо пригласили на открытие центральной части Храма Святого Саввы в Белграде, где присутствовало высшее руководство республики, а также министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Ещё на момент нашумевшего материала убитого журналиста Павла Шеремета о православных байкерах в 2011 году численность «Ночных волков» оценивалась в 5 тыс. человек. Ежегодно движение совершает мотопробег «Дороги Победы» по европейским странам, участвовавшим во Второй мировой войне, чтобы почтить память павших. Словакия является одним из пунктов этого маршрута. Также мотопробег проходит в Польше, которая неоднократно запрещала проезд «Ночным волкам» через свою территорию, что, впрочем, не мешало польским байкерам присоединиться к пробегу в объезд страны. В марте Босния и Герцеговина также запретила въезд на территорию Залдостанову и главе сербского клуба Саше Славичу, поскольку, по мнению властей, они представляли угрозу безопасности, сообщало Radio Sarajevo.

Владимир Фролов, эксперт по международным отношениям:

С моей точки зрения, работа клуба в Европе — не проекция мягкой силы, а освоение средств. Это явно проект, например, в Республике Сербской Боснии и Герцеговины, но его эффективность составляет отрицательную величину. Конечно, такая деятельность имела бы смысл, если была бы операцией «отвлечения противника на негодный объект», а на самом деле что-то реальное в тайне готовилось, но по опыту могу сказать, что такая схеме слишком сложна для существующей системы.

Вячеслав Смирнов, директор НИИ политической социологии:

Фото: SPUTNIKNEWS-UZ.COM

«Ночные волки» — не политическая, а патриотическая организация. Впрочем, это не играет роли. Когда вокруг неё объединяется большое количество людей, которые явно декларируют пророссийскую позицию, по меркам местных властей для Словакии как члена НАТО это представляет опасность. Равно как всё, что не происходит под контролем США, представляет угрозу для США.

Каждое государство хочет иметь послушную организацию, которая ориентируется только на местную власть. Точно так же действует и Россия, не желая, чтобы западные организации, объединяющие большое количество антироссийски настроенных мотолюбителей, были на нашей территории. Западных клубов у нас нет, и это, на мой взгляд, нормально. Юридически Европа не может высказаться против того, что там действует музей «Ночных волков». Всё в правовом поле. Но говорить об угрозе — нормальный пропагандистский ход.

В России «Ночные волки» — обычная общественная организация. Они были влиятельными при прошлой администрации президента. Есть такое понятие, как мода на какие-то движения, и вокруг президента всё должно обновляться. Сменилось руководство, сменились и приоритеты.

Михаил Ремизов, политолог, президент Института национальной стратегии:

Недовольство Словакии касается не вопросов безопасности, а политики памяти. И здесь история, которая продвигается «Ночными волками», является для них аллергеном. «Ночные волки» — одна из многих действующих организаций на территории республики. Вряд ли они могли задавать тон. Просто это проявление нетерпимости к инакомыслию.

В России у «Ночных волков» был период тесного сотрудничества с властями, но он остался в прошлом по политическим и стилистическим предпочтениям руководства администрации президента. Безусловно, организация была в поле тех, кто оказывал поддержку «русской весне» в Крыму и гуманитарную помощь республикам Донбасса. Но это было общественное, гуманитарное участие, вряд ли силовое.