Неожиданный визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Оман спровоцировал разговоры о переменах во взаимоотношениях еврейского государства с соседями по Ближнему Востоку. Учитывая то, что между двумя странами даже нет дипломатических отношений, приезд главы правительства подогрел разговоры конспирологов о готовности арабского мира наладиться отношения с Израилем без решения палестинского вопроса. Впрочем, как оказалось Палестина и была одной из целей визита Нетаньяху в Оман.
Выступая 27 октября на конференции по безопасности в Бахрейне глава МИД Омана Юсуф бин Алауи бин Абдулла прокомментировал приезд израильского премьера так: «Время избавиться от проблем, которые препятствуют прогрессу в регионе». На первый план должно выйти решение палестинской проблемы, выразил уверенность глава оманской дипломатии. «Израиль обрел государственность в связи с переменами в международной обстановке, — заявил Юсуф бин Алауи бин Абдулла. — Сейчас же необходимо создание палестинского государства». Глава оманского МИД, похоже, даже косвенно признал за Израилем право на государственность. «Вопрос признания больше не имеет значения после подписания соглашений. Израиль является страной региона», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. Как следует из слов министра, в повестке состоявшегося визита Нетаньяху была выдвинутая США «сделка века» по поводу палестино-израильской проблемы.
Визит Нетаньяху, которого сопровождали руководитель внешней разведки «Моссад» Йосси Коэн, советник по национальной безопасности Меир Бен-Шаббат, а также гендиректор министерства иностранных дел Юваль Ротем, стал первым публичным контактом израильского руководства с Оманом начиная с 1996 года. В ходе поездки Нетаньяху провел переговоры с султаном Омана Кабусом бен Саидом. «Премьер был приглашён нанести визит в Оман после длительных контактов между двумя странами, — говорится в сообщении канцелярии Нетаньяху. — На встрече обсуждались пути продвижения мирного процесса на Ближнем Востоке и ряд вопросов, представляющих взаимный интерес». В канцелярии обратили внимание, что вояж израильского премьера в Оман является важным с точки зрения укрепления связей еврейского государства со странами региона. Ранее наблюдатели говорили только о непубличном «потеплении» между Израилем и Саудовской Аравией. Кстати, по делу убитого саудовского журналиста в Стамбуле от еврейского государства так и не последовало жестких заявлений.
На фоне исторического визита израильского премьера в сторону Израиля были запущены 30 ракет со стороны Газы. Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) винит в запусках группировку «Исламский джихад». Вояж израильского премьер-министра не вызвал восторга и у движения ФАТХ. «Поездка израильского премьера в Оман — это удар по арабской мирной инициативе, которая основана на принципе земля в обмен на всеобъемлющий мир, — говорится в распространенном заявлении главы информационного бюро ФАТХ Мунира аль-Джагуба. — Движение ФАТХ решительно осуждает такую безусловную нормализацию с оккупацией без признания Израилем прав палестинцев и арабов, возвращения оккупированных арабских территорий и создания независимого палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме. Мы требуем от арабского мира реакции на это».
Наблюдатели полагают, что Оман хочет играть роль посредника между израильской стороной и палестинцами. Правда, зачем еврейскому государству посредник в тех вопросах, которые оно может решить самостоятельно — при наличии достаточной политической воли? Другой версией, почему Нетаньяху нанес столь неожиданный визит в Оман, является желание передать какой-либо «месседж» Ирану. Оман нередко называют «лучшим другом» Исламской Республики в регионе Персидского залива, хотя с учетом диверсификации внешнеполитической линии Катара этот тезис — довольно спорный. Так или иначе, в Оман иногда приезжают с неким посланием, адресованным Тегерану.
Оман в очередной раз демонстрирует многовекторность и готовность работать со всеми ближневосточными акторами, которые находятся в конфронтации или даже линию которых сам Маскат не может поддерживать, если речь идет об Израиле. До этого Оман уже сыграл важную роль посредника между США и Ираном в плане подготовки соглашения об иранском атоме - многие встречи проходили на территории султаната. Оман также проводил военные маневры с Ираном, что не мешало ему вступить в «суннитскую» военную коалицию во главе с королевством Саудовская Аравия, хотя сам Оман — ибадитское государство. Кроме того, Оман сейчас является главным посредником и в йеменском конфликте, поддерживающим диалог с обеими сторонами. Теперь же связи с Израилем могут открыть для Омана перспективы к посреднической миссии, например, между Тель-Авивом и Тегераном.