Наследники Чингисхана выросли из костей своих жертв

Мир 24 декабря, 2017 / 07:35

«Поскреби русского — найдешь татарина» — эта острота пришла из Франции, ее автор неизвестен. А вот это написал большой недоброжелатель России маркиз де Кюстин, современник Николая I:

«...Немногим больше ста лет тому назад они были настоящими татарами. И под внешним лоском европейской элегантности большинство этих выскочек цивилизаций сохранило медвежью шкуру — они лишь надели её мехом внутрь. Но достаточно их чуть-чуть поскрести —— и вы увидите, как шерсть вылезает наружу и топорщится...»

Впрочем, русских всегда сравнивали с татарами, и делалось это для того, чтобы побольнее оскорбить. Этим грешили и Наполеон, и Гитлер, да и в самой России ее азиатское начало казалось чем-то, от чего нужно поскорее отделаться, чтобы быстрее двинуться вперед, к прогрессу и свету. Татаро-монгольским игом объясняли все отечественные неурядицы, от затянувшегося крепостничества до лености, которая, якобы, генетически присуща русским. При этом мало кто представляет, чем была Монгольская империя в период своего расцвета.

По своим могуществу и протяженности это государство не уступало Римской империи. Это была самая большая империя в мире, под ее властью находилась треть населения земного шара. Монголы правили Русью, Китаем, Тибетом Центральной Азией и Южной Сибирью, Персией, Ираком, Камбоджей, Бирмой, Кореей и частью Вьетнама.

С домом чингизидов, ведущих свое происхождение от основателя Монгольской империи Чингисхана породнился великий завоеватель Тамерлан, чингисидом был покоритель Индии Бабур, основатель империи Великих Моголов. Русь была лишь дальней окраиной этого великого государства. Потом Монгольская империя раздробилась на улусы, затем ослабели и они. Наследие Чингисхана стало собирать окрепшее московское государство — под руку царя перешли Казанское и Астраханское ханства, затем пришел черед Сибирского.

Фото: wikimedia.orgИкона «Благословенно воинство Небесного Царя» — шествие русских воинов из покорённой Казани в Небесный Иерусалим (Москву)

Войны с Казанью были длительными и тяжелыми. После тяжелого поражения Казань обложила Москву данью, наподобие золотоордынской, и отправила в Касимов «смотрящего» с войском. Но набиравшая силы Русь быстро подчинила и ассимилировала касимовских татар, и много раз ходила на Казань походами. Казань не раз била московское войско, точку в этой борьбе не поставило и взятие столицы ханства Иваном Грозным, но в конце концов Русь взяла верх.

Выплаты Крымскому ханству прекратились лишь при Петре I, присоединили Крым и того позже — при Екатерине Великой. Но много раньше, задолго до того, как царский престол заняли Романовы, на службу к московским царям начала поступать монголо-татарская знать, переселявшаяся на Русь с дружинами и вассалами. От них пошли многие русские аристократические роды: Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Юсуповы. В фамильном гербе графов Шереметевых красуется полумесяц, адмирал Ушаков вел свой род от ордынского хана Редега. Предок Талызиных мурза Кучук Тагалдызин, а Глинские происходят от Мамая. Князь Сибирский, потомок победившего Ермака хана Кучума, доблестно воевал в 1812 году.

Фото: wikimedia.org/ShakkoШапка Мономаха

Концепция Руси—"Третьего Рима" подразумевала связь с Византией, у нее был заимствован и государственный герб, но родство с рухнувшей империей чингисидов оказалась не менее прочным. Московское конное войско билось на татарский манер, символ царской власти, шапка Мономаха, легендарный византийский дар, на самом деле подвергшаяся реновациям золотая тюбетейка, подарок золотоордынского хана. Москва воевала со степью, степь помогала Москве: в русско-польскую войну 1654-1667 годов, закончившуюся присоединением Левобережной Украины, важной ударной силой царского войска была союзная калмыцкая конница. Реформы Петра переориентировали Русь на Европу, Московское царство превратилось в Российскую империю. Но в венах Российской империи продолжала течь кровь Монгольской — и дело было не только в том, что ей служили ставшие российскими аристократами потомки татаро-монгольских беев, мурз и нойонов.

Куда важнее то, что русскому царству был свойственны унаследованный от Монольской империи принципы: иерархичность, единоначалие, всеобщее служение государству. Легко говорить, что это было злом, но именно они обеспечили Москве доминирование над равными по силе соперниками, Польшей и Швецией. Они же обеспечили дальнейший взлет русского царства — периферийное, расположенное на окраине цивилизованного мира государственное образование превратилось в великую державу.

Но еще интереснее то, как собственное ордынское прошлое преломлялось в умах русской аристократии. Чрезвычайно показателен здесь Ермолов, строптивец, честолюбец и крупный полководец. Родство с Чингисханом казалось ему залогом собственного человеческого достоинства, автономии от всемогущего государства.

Фото: wikipedia.orgВыдающийся русский военачальник и государственный деятель, Алексей Ермолов

Став наместником Кавказа, Ермолов пугал персидского шаха своим родством с Чингисом. Он хотел выглядеть (и сам себе казался) преемником великого полководца, захватившего полмира.

Революция уничтожила, лишила значения аристократию, кровь больше не имела значения. Но огромная евроазиатская страна, выстроенный вокруг идеи служения государству Советский Союз, наследовал и Российской империи, и Московскому царству, и государству Чингисхана.

В истории ничего не заканчивается и ни от чего нельзя отказаться. Одно переходит в другое, и мы наследуем и тем, кто защищал Рязань от Батыя, и тем, кто ее штурмовал. Государство, сложившееся на нашем евро-азиатском пространстве, выросло из костей побежденных и завоевателей, которые часто менялись ролями.

И в этом сила нашей страны, одной из преемниц Монгольской империи, под властью которой находилась треть населения земного шара.