Прошедшие в Молдове парламентские выборы не позволят разрешить политический кризис в стране. Результаты народного волеизъявления показывают, что противостояние нацеленного на дружбу с Россией президента Игоря Додона и ратующего за евроинтеграцию парламентского большинства продолжится.
По предварительным данным, на выборах по партийным спискам лидирует Партия социалистов Республики Молдова (ПСРМ). Политическая сила сторонников президента получила 31,4%. Следом за ней идут блок «Сейчас» (ACUM) с результатом 26% (объединяет «Действие и солидарность» и Политическую партию «Платформа Достоинство и правда» (ПППДП)), Демпартия Молдовы (24,1%) и партия «Шор» (8,5%). В одномандатных округах (избирается 51 депутат из 101) больше всего побед одержали представители Демпартии (20 депутатов). По итогам голосования парламент страны будет выглядеть следующим образом: у ПСРМ будет 33 мандата, у Демпартии — 31, у блока ACUM — 27, у партии «Шор» — 7. Также смогли избраться трое независимых кандидатов.
Таким образом, ни одна из партий не получила 51 мандат, чтобы самостоятельно сформировать правительство. Президент Игорь Додон уже предрёк новому составу парламента сложные переговоры о создании правящей коалиции. Однако история подобных ситуаций в предыдущих созывах даёт возможность предположить, что коалиция может быть сформирована достаточно легко. При этом сторонники президента, несмотря на наличие самой большой фракции, останутся в оппозиции.
Согласно конституции страны, Молдова — парламентская республика. Большинство народных избранников назначают премьера и членов кабинета министров, принимают законы и контролируют силовые органы. Президент лишь представляет государство на международной арене и может всего один раз наложить вето на любой закон, а при повторном одобрении документа обязан будет подписать его. И неудивительно, что Игорь Додон, избранный главой республики в конце 2016 года, рассчитывал на нынешних выборах получить парламентское большинство. Однако, по всей видимости, с этими мечтами президенту придётся распрощаться.
До настоящего времени политические силы в Молдове можно было условно разделить на два больших лагеря. Первый лагерь представляли сторонники скорейшей евроинтеграции, он состоял из нескольких правых и правоцентристских партий, наиболее крупной из которых в последнее время была Демпартия. Во втором лагере были те, кто последовательно выступал за сближение с Россией и вступление Молдовы в Евразийский экономический союз. Он был представлен Партией коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), которая находилась у власти с 2001 до 2009 года, но на этих выборах набрала всего 3,8% голосов и не прошла в парламент. Сейчас выступающих за тесный союз Москвы и Кишинёва представляют президент и ранее возглавляемая им Партия социалистов, а сторонников интеграции с Западом — Демпартия и ACUM.
Опыт прошлых лет показал две важные особенности молдавской политики. Первая состоит в том, что левые силы могут обладать политическим весом только тогда, когда их главная объединяющая партия имеет в парламенте необходимое большинство голосов.
На выборах в апреле 2009 года коммунисты получили 60 мест из 101, но им не хватило всего одного мандата для избрания президента (до Игоря Додона на протяжении многих лет главу государства избирал парламент), и представительный орган пришлось распустить. На досрочных выборах в июле 2009-го формальную победу снова одержали коммунисты, но проведя в депутаты 48 человек, они не смогли даже сформировать правительство и ушли в оппозицию. На следующих внеочередных выборах, в ноябре 2010-го, ПКРМ снова завоевала доверие большего числа избирателей, чем любая другая партия, но полученные 42 мандата не смогли вернуть власть. В 2014-м помимо коммунистов, которые получили 21 место, в парламенте также была сформирована фракция социалистов из 25 человек. Но две силы не смогли договориться между собой, а вскоре в ПКРМ начались внутрипартийные чистки — депутаты начали массово покидать ряды коммунистической фракции, которая к нынешним выборам сократилась до семи человек. Правда, даже если бы коммунисты и социалисты договорились, две партии-победительницы не смогли бы сформировать правительство.
Вторая особенность — правые всегда умели договариваться. Несколько партий, несмотря на постоянно сотрясавшие их скандалы, расколы и смены лидеров, в парламенте всегда действовали сообща, благодаря чему поборники евроинтеграции оставались у власти.
По результатам состоявшихся выборов у левых сейчас будет только 33 мандата. При этом ПСРМ вряд ли сможет войти в коалицию с любой из трёх других фракций в парламенте. Зато объединение усилий других фракций вполне реально. Находящаяся ныне у власти Демпартия, скорее всего, сможет договориться с депутатами от блока ACUM. Костяк этого избирательного объединения составили видные деятели ранее представленных в парламенте Либерал-демократической партии Молдовы (ЛДПМ), Либерал-реформаторской партии (ЛРП) и Либеральной партии (ЛП). Именно эти силы уже входили в коалицию с Демократической партией, и сейчас у них нет видимых причин, чтобы не создать подобный союз. Вместе тогда у них будет 58 мандатов, что позволит распределить между собой министерские портфели.
Не исключено, что к коалиции присоединится партия «Шор». Она была создана на основе бывшего общественно-политического движения «Равноправие», которое участвовало в местных выборах и получало только десятые доли процента голосов. Влиятельной силой «Шор» стала только сейчас, после того как это движение возглавил родившийся в Израиле бизнесмен Илан Шор. В июне 2017-го судом первой инстанции он был признан причастным к краже миллиарда евро из молдавских банков и получил 7,5 года лишения свободы. Шор до сих пор на свободе благодаря тому, что подал апелляцию и решение суда не вступило в законную силу. По некоторым сведениям, неторопливость, с которой рассматривают его дело, связана с близостью Шора к правящей ныне Демпартии.
За несколько дней до выборов секретарь Совбеза России Николай Патрушев предположил, что правые проевропейские партии могут получить меньшинство голосов и чтобы сохранить власть, они якобы захотят при поддержке Запада устроить в Кишинёве массовые беспорядки, повторить сценарий украинского Майдана. Однако, по результатам голосования, у правых нет в этом даже необходимости. Скорее всего, между Демпартией и блоком ACUM будет идти сложный торг за распределение должностей. Но опыт предыдущих лет показывает, что в итоге ратующие за евроинтеграцию находят компромисс.
В то же время сторонники президента сейчас не исключают, что в ближайший месяц могут состояться повторные выборы, так как нынешнее голосование, по их мнению, прошло с многочисленными нарушениями. Формально Игорь Додон имеет право предложить парламенту свою кандидатуру на должность премьера, и если она три раза будет отклонена, то президент получит возможность распустить парламент. Чтобы не допустить такого развития событий и назначить правительство в соответствии с распределением голосов в законодательном органе, правые партии действительно могут устроить массовые митинги протеста. Только в таком случае сложно будет говорить о новом Майдане и об очередных «печеньках» Запада.