На Мюнхенской конференции по безопасности (16–19 февраля) бывший генсек НАТО и нынешний советник украинского президента Андерс Фог Расмуссен представит конкретные предложения по возможному вводу миротворцев в Донбасс. Пётр Порошенко, по словам замглавы администрации президента Константина Елисеева, выступит там с речью о европейской безопасности.
Также на полях конференции пройдёт встреча глав МИД «нормандской четвёрки» — министров Германии, Франции, России, Украины. Последняя в таком же формате проходила «на полях» прошлогодней Мюнхенской конференции, а встреча лидеров «четвёрки» — 19 октября 2016 года в Берлине. Штаты на конференции будут представлять министр обороны Джеймс Мэттис, советник Трампа по нацбезопасности Герберт Макмастер и ряд сенаторов.
Из сообщений СМИ следует, что бывший генсек НАТО предлагает ввести 20 тысяч миротворцев из стран, не входящих в НАТО, среди которых, например, Бразилия и Белоруссия. Возглавлять контингент будет предложено Швеции, которая находится с Россией в непростых отношениях, но пока дистанцируется от членства в Североатлантическом блоке.
Гипотетически многосторонние и двусторонние переговоры в Мюнхене могут привести к положительным изменениям на этом направлении, однако пока не ясно, насколько предложения Расмуссена могут устроить Россию и как они стыкуются с переговорами в формате Волкер — Сурков.
С одной стороны, Москва способна заблокировать в Совбезе ООН не отвечающие интересам России и Донбасса предложения, с другой — после дубайских переговоров Волкер и Сурков сделали ряд заявлений, которые эксперты расценили в позитивном ключе. Так, считающийся близким к Суркову директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков отметил, что американцы не требуют первым делом перекрыть государственную границу Украины с Россией силами международного контингента, теперь они готовы «начать с линии соприкосновения», как и предлагает Россия в своём проекте резолюции ООН. То есть на встрече в Дубае, по всей видимости, впервые был достигнут консенсус во мнении, что сначала миротворцы должны зайти на линию разграничения, а после установления устойчивого режима прекращения огня начнётся выполнение политической части «Минска», которое должно пошагово синхронизироваться с продвижением миротворцев к границе Донбасса и России.
Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в российско-американском диалоге, вопросы вызывает формат переговоров Волкер — Сурков. Как отмечают эксперты, есть большие сомнения в том, что его результаты можно конвертировать в реальные договорённости, которые всерьёз будут восприняты американским политическим истеблишментом. А если США не возьмут на себя обязательства и не будут должным образом принуждать украинскую власть к соблюдению договорённостей, то в последний момент Киев может отказаться от каких-либо гарантий, и большой вопрос — останутся ли миротворцы на линии разграничения при контроле украинско-российской границы.
— В любом случае, Украина и её союзники будут настаивать на том, что миротворцы должны вводиться на российско-украинскую границу, что будет означать практически мгновенное уничтожение Донецка и Луганска и переключение Киева на Крым и Севастополь. Российская сторона предлагает вводить войска на линию разграничения и тем самым заморозить конфликт в Донбассе. Посмотрим, о чём стороны могут реально договориться — результаты будут видны после президентских выборов в России.
Но, на мой взгляд, всё равно, какие юридические гарантии будет давать украинская сторона. Как только будет перекрыта российско-украинская граница, все обязательства будут отброшены и вопрос будет решаться военной силой. Даже если Киев будет пошагово давать гарантии, вносить изменения в конституцию и принимать законы, украинские власти неоднократно озвучивали позицию: надо сначала пообещать, а дальше разобраться военным путём и взять назад все обещания.