Президент США Дональд Трамп ввёл чрезвычайное положение в США. Как уже сообщал News.ru, письма о введении ЧП адресованы главам палат Конгресса Нэнси Пелоси и Майклу Пенсу. Трамп уведомляет их о том, что принятое им решение необходимо для борьбы с гуманитарным кризисом и защиты границ.
Речь идёт о строительстве стены на границе с Мексикой, которая, по мнению Трампа, положит конец нелегальной миграции в США. Протяжённость заграждения, которое решено возвести из стали, составит 376 км (234 мили), тогда как общая протяжённость сопредельной территории США и Мексики составляет 3145 км.
Введение режима ЧП даёт американскому лидеру возможность выбить из казны до $8 млрд на строительство стены, писал ранее News.ru. Предшествующее требование Трампа выделить $5,7 млрд не нашло поддержки в Конгрессе. Получив отказ, президент не стал подписывать бюджет, где было заложено $1,4 млрд долларов на эти цели. Шатдаун — ситуация, когда без финансирования остались Госдепартамент, Минюст, министерства внутренней безопасности, сельского хозяйства, транспорта и некоторые другие ведомства — продлился рекордные для США 35 дней. Правительственные структуры прекратили работу с полуночи 22 декабря 2018 года, и лишь 26 января Трамп возобновил работу правительства — после согласия демократов построить стену на границе с Мексикой. Таким образом, шатдаун нанёс ущерб экономике страны в размере $6 млрд.
Как станет реагировать политическая элита США на столь резкий шаг Трампа — введение ЧП в стране? Сойдёт ли американскому президенту с рук не вполне стандартная методика принуждения к финансированию строительства стены? На вопросы News.ru ответил политический аналитик Александр Асафов.
— Александр Николаевич, так ли нужна стальная стена на границе с Мексикой? Отчего Трамп так настойчиво добивается её возведения?
— Для того чтобы понять ситуацию с введением ЧП Дональдом Трампом, нужно вспомнить его обещания 2016 года, когда шла его предвыборная кампания. Обещание построить стену на границе с Мексикой — одно из ключевых. И пусть оно выглядит абсурдно и смешно, особенно заявление, что она будет построена на деньги самих мексиканцев. Трамп находится в новом избирательном цикле — 2020 года. И он подновляет весь спектр своих обещаний — протекционизм и изоляционизм, которые приведут в нужное русло американскую экономику. Он говорит о развитии военно-промышленного сектора и вкладывает туда колоссальные деньги. И своё самое яркое обещание — построить стену против мигрантов на границе с Мексикой — он не может не выполнить, потому что это обещание в прямом смысле приносит ему голоса.
— Какую часть электората беспокоит проблема миграции? Много ли избирателей поддерживают своего лидера в этом вопросе?
— Голосует в основном молчаливая белая Америка. Её не видно в медиа, не видно в Голливуде, не видно в соцсетях, но именно она голосует и выбирает Трампа. Для него это вопрос важнейший. И он будет решать его и дальше.
— Получить средства через шатдаун не вышло?
— Трамп полагал, что вопрос решится затяжным шатдауном. Но его оппоненты из американского политического истеблишмента показали, что не намерены отступать. Вновь собранный Конгресс это демонстративно показывает. А Трампу нужны новые яркие поводы, чтобы отвлечь всех, в том числе по новым открытиям, например, по делу спецпрокурора США Роберта Мюллера — на днях эти данные должны быть полностью доступны общественности.
— Встреча с северокорейским лидером относится к таким поводам?
— Это повод недостаточно яркий, но он даёт возможность Трампу выступить в нужных ипостасях: Трамп как миротворец, как лидер, который несёт мир в отдалённые части планеты и успокаивает «ядерного» диктатора-коротышку. Но всего это недостаточно для внутреннего процесса, и поэтому принято решение о введении ЧП.
— Ранее на вопрос о вероятности введения ЧП в США вы говорили, что это маловероятно, потому что нет объективных и субъективных причин.
— Очевидно, что Трамп обязан продолжать эту тему, и поэтому он пошёл ва-банк.
— Как поведёт себя политический истеблишмент страны?
— Безусловно, будет противодействие. Будут обвинения. Но основная задача Трампа — отвлечение от темы вмешательства России в президентские выборы в 2016 году — будет выполнена. Это сработает, потому что вызовет широчайшую дискуссию. Трампу сейчас предъявят слезинку нелегального мигрантского ребёнка, Трамп будет категоричен и неприступен… Это займёт избирателя на какое-то время.
— Средства на строительство стены серьёзно обременят бюджет США?
— Названная сумма — восемь с небольшим миллиардов долларов — не слишком большие деньги для США. В любой момент, конечно, может возникнуть ситуация, когда понадобится добавить.
— А как себя ощущает американская экономика при Трампе?
— И при растущем внешнем долге, и при определённых проблемах в американской экономике, тем не менее, экономический климат внутри США сегодня лучше, чем при Обаме. И это то преимущество, которое Трамп будет всячески выпячивать. Ещё раз повторю: всё это нужно рассматривать в контексте выборов-2020, к которым Трамп готовится всерьёз. И все его действия, даже такие, казалось бы, резкие, как объявление ЧП, — это лишь исполнение предвыборного обещания, которое услышали избиратели в 2016 году.
— Как будет развиваться ситуация?
— Она будет ещё ярче. Я думаю, что в ближайшее время оппоненты Дональда Трампа, причём не только демократы, но и республиканцы, и вообще все, кто ему противостоит, они попытаются раскачать тему импичмента. Шансов у них пока немного, оснований практически нет.
— Что может сыграть на руку противникам действующего президента?
— Надо смотреть на результаты расследования спецпрокурора Роберта Мюллера и итоги ряда других расследований, которые ведёт в том числе Конгресс. Ситуация будет ярко медийно выпячена, потому что те, в чьих руках находятся медиа, должны получить максимально яркую картинку для обвинения Трампа. В ближайшие дни мы увидим, как практически все серьёзные и несерьёзные издания США опять превратятся в коллективное Charlie Hebdo, как это было после хельсинкского саммита Трампа с Путиным.