Лукашенко продолжает дрейф на Запад

Мир 31 октября, 2019 / 15:45

Администрация президента Белоруссии Александра Лукашенко подтвердила подготовку его рабочих визитов в Австрию и Латвию. Поездки назначены на середину ноября. Это будут первые официальные визиты Лукашенко в страны Европейского Союза за долгое время — последний раз в государстве ЕС (конкретно — в Италии) белорусский лидер был в 2016 году. В преддверии намеченного на начало декабря принятия программы действий по интеграции между РФ и РБ активность президента Белоруссии на западном направлении можно расценить и как очередной сигнал Москве.

Лукашенко ещё две недели назад в ходе встречи со слушателями и сотрудниками Академии управления при президенте Республики Беларусь отмечал, что отношение стран Запада к Минску потеплело. При этом белорусский лидер в очередной раз заявил, что планов по вступлению в Евросоюз у страны никогда не было и по-прежнему нет. Тем не менее в ближайший месяц Лукашенко намерен посетить сразу два государства, входящих в ЕС, — впервые с 2016 года.

Дело президента (со времён Петра I ещё) — прорубить окно туда, куда мы считаем нужным. Если президент приехал в Китай, Индию, на Ближний Восток, в Россию, сейчас в Австрию, потом в Латвию мы договаривались, это значит, президент должен дорогу проложить туда. А следом должны пойти те, кто должен продавать свою продукцию, кто должен там покупать и так далее. Вот моя задача, — заявил белорусский лидер в ходе общения с журналистами.

Помимо экономических мотивов, разумеется, присутствует и политический фактор. С учётом непростых российско-белорусских отношений многие аналитики в РФ каждый условно проевропейский шаг Лукашенко воспринимают как сигнал Москве: якобы Минск намекает, что при отсутствии поблажек от восточного соседа может полностью переключиться на Запад. При этом сам президент РБ регулярно повторяет, что Россия остаётся для него ключевым партнёром. Во многом, впрочем, это было связано и с отдельными санкциями, введёнными в отношении ряда белорусских чиновников со стороны Евросоюза.

Австрия, Латвия и другие страны — это окно после всего того забора, который был вокруг нас выстроен. И более того, кое-кто санкции вводил, — напоминает президент Белоруссии. — Поэтому нам приходится не то что заново, а уже на новом уровне, в новые времена прорубать эти окна и выстраивать дороги.

На начало декабря назначено согласование дорожных карт по интеграции России и Белоруссии. Лукашенко возлагает на это большие надежды, поскольку пока что Союзное государство, по сути, существует лишь на бумаге. Продвижение же в этом вопросе добавило бы белорусскому лидеру веса на президентских выборах 2020 года. Впрочем, мало кто сомневается, что он их в любом случае выиграет.

Если же возвращаться к вопросу сближения Белоруссии с Западом, то, как отметил в разговоре с News.ru белорусский политолог, председатель движения «Гражданское согласие» Артём Агафонов, оно наметилось уже давно, ещё с 2012 года, и особенно стало заметно после переворота в Киеве.

Артём Агафонов, белорусский политолог, председатель движения «Гражданское согласие»

Изменение позиций (ЕС и РБ) в этом случае взаимно. Запад пытается если и не вовлекать Белоруссию в свою сферу влияния, то хотя бы ослаблять влияние России в республике. И делает это удачно: признаки дрейфа РБ в западном направлении с каждым годом всё очевиднее. В свою очередь Минск сейчас проводит типичную лимитрофную политику, пытаясь играть на противоречиях геополитических сил (в первую очередь России и Запада, но и китайский вектор в многовекторной белорусской внешней политике силён).

Что же касается декабря, то у значительной части аналитиков есть серьёзные сомнения относительно прорывов в вопросах двусторонней интеграции. В лучшем случае, полагает, в частности, Агафонов, стороны подпишут максимально выхолощенный документ — просто чтобы сохранить лицо. При худшем же сценарии нельзя исключать очередного скандала и серьёзного обострения российско-белорусских отношений. Идти на значительные уступки в деле интеграции руководство Белоруссии категорически не хочет, о чём уже не раз говорило, напоминает политолог.