Присутствие ресторатора Евгения Пригожина на ноябрьских переговорах между главой Минобороны России Сергеем Шойгу и командующим Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифой Хафтаром, по всей видимости, не прошло даром — теперь о российских ЧВК говорят и в Ливии. Появление россиян в расположении частей, лояльных властям в Тобруке, связывают с анонсированной операцией по отбору у Триполи крупного нефтяного месторождения, хотя официально Москва воздерживается от однозначной поддержки какого-либо из двух ливийских центров силы.
Представители ЧВК, связанной с российской военной разведкой, появились на подконтрольной ЛНА территории, сообщает ресурс Africa Intelligence по платной подписке (ранее издание первым сообщало о появлении связанных с Пригожиным структур в ЦАР). Россияне, по данным издания, отказались развёртывать военный объект в Тобруке, но планируют поддержать лояльные Хафтару силы в наступлении на позиции Правительства национального согласия (ПНС) в провинции Феццан.
В последние недели наблюдается беспрецедентная концентрация сил Хафтара вокруг города Сабха, передаёт итальянский интернет-журнал Contropiano.org. В 200 милях от города находится крупнейшее нефтяное месторождение Шарара — его разработку ведут ливийская национальная компания NOC, испанская корпорация Repsol, французская Total, австрийская OMV и норвежская Statoil. На месторождение приходилась треть добычи ливийской нефти, однако с 8 декабря 2018 года работы на нём блокированы местным ополчением из так называемого Движения гнева Феццана. Хафтар пытается воспользоваться ослаблением позиций правительства Фаиза Сараджа в Триполи и установить контроль над нефтеносной точкой, полагает издание.
После свержения в 2011 году Муаммара Каддафи в Ливии сохраняется двоевластие. Власть на западе страны находится в руках Президентского совета и ПНС в Триполи во главе с премьером Фаизом Сараджем, на востоке и частично юге — в руках избранной в 2014 году Палаты представителей в Тобруке, которую поддерживает ЛНА во главе с Халифой Хафтаром. В Москве дипломатично заявляют о том, что выступают за диалог сторон и поддерживают тесные связи как с Триполи, так и с Тобруком. В то же время фактический срыв конференции в Палермо 13 ноября 2018 года, которую покинули делегации Турции и Триполи, раздражённые закулисными переговорами Хафтара с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, главой итальянского правительства Джузеппе Конте, президентами Египта и Туниса, позволяет предположить, что Москва может поменять позицию — в сторону выраженной поддержки Тобрука. Так, 8 ноября 2018 года, за несколько дней до конференции в Палермо, делегация Хафтара приезжала в Москву на переговоры по военной тематике, на которых был замечен ресторатор Евгений Пригожин, которого связывают с ЧВК Вагнера.
В октябре 2018 года о появлении в Ливии на территории, подконтрольной Хафтару, вооружённых россиян, в том числе бойцов ЧВК Вагнера, сообщал со ссылкой на источники в британской разведке таблоид The Sun. По мнению издания, Москва заинтересована в установлении контроля за береговой линией в Киренаике, чтобы влиять на отправку ливийских мигрантов в Евросоюз — якобы это необходимо Кремлю для «шантажа» европейских государств. Несмотря на однозначное содержание материала, тогда эксперты расценили это как возможный зондаж ситуации для реальной переброски вооружённых отрядов. Ранее региональная пресса неоднократно сообщала о том, что группы российского спецназа неафишируемо оказывали разведывательную поддержку (с помощью беспилотников) ЛНА с территории соседнего Египта — страны, которая в Ливии активно поддерживает Хафтара.
Информация о нахождении вагнеровцев в Ливии пока не подтверждается, но их участие непосредственно в боевых действиях против Триполи на стороне Хафтара вряд ли возможно, отмечает News.ru руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития, эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семёнов.
«Несмотря на частые визиты Хафтара в Москву, его попытки заручиться поддержкой Кремля и фактический провал конференции в Палермо, правительство Сараджа остаётся важным партнёром России. Двусторонние контакты Москвы и Триполи, в том числе по коммерческой линии, касающиеся, например, закупок российского зерна, не прекращаются. ЧВК Вагнера — это, по сути, парамилитарное формирование, связанное с российскими госструктурами, а потому их открытое участие в боевых действиях против сил ПНС для России неприемлемо», — считает эксперт.
В то же время, если россияне действительно были переброшены в Ливию после ноябрьских переговоров, они могут выполнять роль военных инструкторов, планировать операции или участвовать в рейдах против не подчиняющихся Триполи отрядов повстанцев, заключает Семёнов.