Москва поставит Бейруту оружие за спиной «Хезболлы»

Мир 27 ноября, 2018 / 19:38

Россия усиливает собственное влияние в Ливане с помощью военных поставок. На кону — оружейный контракт на сумму около $1 млрд. Москва собирается передать Бейруту не только стрелковое оружие, но и, предположительно, лёгкую бронетехнику и РСЗО. Интрига в том, что усиление ливанской армии не выгодно шиитскому движению «Хезболла», которое, как утверждают некоторые пропагандисты, является одним из ключевых союзников России на Ближнем Востоке.

Офис премьер-министра Ливана официально распространил информацию о подтверждении получения военной помощи от России на сумму $5 млн — партии патронов и взрывчатых веществ для Министерства внутренних дел. «Неделю назад я уведомил военного атташе российского посольства, что мы примем российский дар», — уточнил изданию «Коммерсант» советник ливанского премьер-министра Жорж Шаабан, добавив, что после того, как будет сформировано правительство Ливана, премьер Саад Харири планирует обсудить с Москвой предоставление военного кредита на сумму в $1 млрд.

Ранее связанная с группировкой «Хезболла» газета «Аль-Ахбар» сообщила, что Бейрут отказался от помощи со стороны российского военного ведомства — якобы против поставок выступили Соединённые Штаты, также оказывающие военную поддержку ливанским силовикам. С 2006 года Вашингтон поставил в Ливан оружия на $1,5 млрд, отмечает издание Arab News: в США таким образом пытаются усилить ливанскую армию в противовес «Хезболле», усиливающей в стране своё влияние не только в военном, но и политическом плане — движение и его союзники получили на майских выборах большинство в парламенте, однако законодательный орган до сих пор не сформирован из-за разногласий.

Фото: Mil.ruБоевая машина 2Б26 РСЗО «Град» на шасси КамАЗ-5350

В марте 2018 года спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов отмечал, что Россия планирует на безвозмездной основе осуществить часть поставок продукции военного назначения Ливану. Список вооружений, по сообщениям российских СМИ, был согласован в ходе российского форума «Армия-2017» и подготовлен ливанской стороной в ходе осеннего визита в Москву Саада Харири. Речь может идти не только о передаче Бейруту стрелкового вооружения, но и о поставках подержанных артиллерийских систем (РСЗО «Град» на шасси грузового автомобиля КамАЗ-5350 уже видели в Ливане), реактивных снарядов, грузовиков, БТР, БМП и 8−9 вертолётов Ми-8 и Ми-24.

В экспертной среде допускают возможность предоставления кредита Ливану по политическим мотивам, несмотря на сложное финансовое положение страны и неоднозначное восприятие «Хезболлой» усиления армии.

Фото: Igor Dvurekov/wikipedia.org/CC BY-SA 3.0 Вертолёт Ми-24

Сумма в $1 млрд для Ливана достаточно большая, и Бейруту будет сложно вернуть кредит, отмечает News.ru научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

«С другой стороны, главный кредитодатель Ливана — Саудовская Аравия. У Москвы с Эр-Риядом в последнее время установились достаточно рабочие отношения. Поэтому теоретически возможно, что, как в случае с Египтом, саудиты могут поучаствовать в погашении кредита Ливану», — предполагает Фролов.

Предоставляя кредит Ливану, Россия получает в руки дополнительный рычаг влияния на ситуацию в этой стране, полагает начальник центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов.

«Таким образом Москва может завязать с Бейрутом долговременное сотрудничество в военно-технической сфере. США и Израиль вряд ли будут препятствовать заключению соглашения, поскольку речь идёт об усилении ливанской армии в противовес „Хезболле“. Сейчас она получает помощь от ряда международных игроков, а ВС для Ливана — это ещё значимый фактор социального обеспечения населения», — говорит он.

В то же время Москва может в итоге передумать и отказаться от предоставления Ливану миллиардного кредита: «Хезболла» имеет большое влияние в ливанском правительстве, и им не понравится усиление армии, в рядах которой служит много ливанских христиан и «правых», не являющихся сторонниками шиитской группировки, полагает аналитик: «Заключение анонсированного миллиардного контракта возможно, но одновременно — под большим вопросом».