Главной целью визита Сергея Лаврова во Францию стало участие в Парижской конференции мира. Мероприятие проводится второй год подряд, его инициатором в 2018 году стал французский президент Эммануэль Макрон. Тогда саммит прошёл с особым размахом, в панельной дискуссии принимали участие канцлер Германии Ангела Меркель и генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш. Присутствовал и российский лидер Владимир Путин, однако он был слушателем, а не выступающим. В этом году он также получил приглашение на форум в ходе своей беседы с Макроном «на полях» саммита «двадцатки» в японской Осаке в июне 2018 года.
Я благодарен за приглашение на Парижский форум мира и постараюсь им воспользоваться, — ответил тогда Путин.
Однако в этом году российский лидер посетить Париж не смог: виной тому саммит БРИКС в городе Бразилиа. Тем не менее в этом году число высокопоставленных гостей было впечатляющим: на форуме присутствовало порядка 30 мировых лидеров, а также министры иностранных дел, включая главу МИД ФРГ Хайко Мааса. «Звёздами», которым выпала честь открыть двухдневное мероприятие, стали глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, вице-председатель КНР Ван Цишань и президент Демократической республики Конго Феликс Антоуан Чисекеди. Первым на открытии форума слово взял Макрон. В своей речи президент Франции говорил о кризисе международной системы: экономическом и политическом.
У Лаврова в рамках форума была предусмотрена отдельная сессия: министр выступал перед собравшимися на английском языке. Перед её началом один из иностранных журналистов подошёл к главе российского МИДа и попросил с ним сфотографироваться. Министр с улыбкой ответил: «Я скромный».
В начале сессии он очертил российское видение современных внешнеполитических процессов, остановившись на полицентричной системе мироустройства и многополярном мире. Говорил он и о санкциях, и о существующих в мире конфликтах. Эти базовые тезисы глава российской дипломатии повторяет на всех крупных международных площадках, выступая перед иностранной аудиторией. Далее последовала короткая сессия вопросов и ответов. Пришедших на неё иностранных журналистов волновали прежде всего вопросы взаимодействия с США и ближневосточная повестка. Спрашивали министра о поддержке президента Сирии Башара Асада, судьбе сирийских курдов и ситуации в Ливане. Последний же вопрос заставил Лаврова улыбнуться — его спросили, готовятся ли в Москве к президентским выборам в США в 2020 году.
Мы решим эту проблему, не волнуйтесь, — ответил министр.
В рамках его визита планировались и двусторонние встречи, в том числе с министром иностранных дел Франции Жан-Ивом Ле Дрианом. В последний раз Лавров встречался с ним в начале сентября в Москве. Тогда в российской столице впервые за последние семь лет возобновил свою работу, казалось, уже забытый формат взаимодействия с Францией «2+2» — встреча министров иностранных дел и обороны.
В Париже встреча носила более кулуарный характер, и её содержание осталось за закрытыми дверями переговорной комнаты. Главам внешнеполитических ведомств было что обсудить: соглашение по иранской ядерной программе, Сирию, Украину и предстоящие переговоры «нормандской четвёрки» на высшем уровне. О возможности её проведения говорят уже не одну неделю, однако официально о ней пока так и не объявлено. За день до встречи посол Франции в Киеве Этьен де Понсен заявил, что оба условия для проведения саммита в «нормандском формате» соблюдены, и идёт работа с целью провести его до конца ноября. Позднее в украинских СМИ со ссылкой на источники появились даты 24 и 26 ноября. Особо отмечалось, что в случае, если саммит не состоится в этот промежуток, то вероятность его проведения до конца года будет крайне мала. Пока никто из сторон не подтвердил опубликованную информацию, а пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что помощники лидеров «нормандской четвёрки» готовят саммит и его возможные решения, не афишируя этой работы.
Ясность в этот вопрос, по крайней мере, в публичной плоскости встреча Лаврова и Ле Дриана не внесёт. Тем временем «на столе» оказалось новое предложение Нурсултана Назарбаева о проведении двусторонней встречи президентов России и Украины. С учётом пробуксовки вопроса проведения многостороннего саммита не исключено, что идея двусторонних переговоров получит шансы.