21 февраля в Москве состоялся брифинг главы Министерства иностранных дел Сергея Лаврова для членов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Организация объединяет более 500 компаний и банков, ведущих свою деятельность в России. Однако, как убедился посетивший мероприятие корреспондент портала News.ru, о бизнесе на встрече говорили мало, в основном — о политике, усталости от санкций, демонизации России и подъёме страны с колен при Владимире Путине. Бизнес публично не возражал, хотя вряд ли вынес из такой беседы что-то новое.
Брифинг должен был состояться 22 февраля в роскошном отеле в пяти минутах ходьбы от Красной площади, но затем организаторы перенесли его на день раньше — в стены министерства.
«Здесь не менее комфортно», — заверил Лавров присутствующих в начале своей вступительной речи и сразу перешёл к её идеологической части — той, которая мешает развивать экономическое сотрудничество между Россией и странами Евросоюза.
Основания для позитива есть — об этом свидетельствуют регулярные встречи россиян с бизнес-партнёрами из Европы и даже возросший до $300 млрд товарооборот, «хотя и далёкий от рекордных показателей 2013 года». В качестве примеров положительных тенденций Лавров привёл непрекращающееся энергетическое сотрудничество и работы над проектами «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».
«Есть ощущение, что европейские деловые круги устали от санкций и настроены на сотрудничество», — отметил министр.
В то же время Лавров не увидел «веских условий» для возвращения отношений между Россией и ЕС к прежнему «досанкционному» уровню, хотя предсказуемо нашёл виновных.
«Не прекращается пропагандистская кампания, исправно вводятся односторонние рестрикции. Но мы видим, что демонизация России в глазах европейской общественности используется для решения других, политических задач. Плохо, что мир и безопасность Европы, европейский бизнес оказались в заложниках у политических амбиций США и кучки европейских русофобов», — подчеркнул он.
Отдельно упомянул Лавров про недавний и беспокоящий европейцев арест Майкла Калви, основателя крупной инвестиционной компании Baring Vostok и члена совета директоров банка «Восточный экспресс». Его арестовали не в Европе, а в Москве, но глава внешнеполитического ведомства выразил надежду, что все обстоятельства дела, а также положительные отзывы коллег и партнёров о личности и профессиональных качествах бизнесмена «будут учтены, когда соберётся судебное заседание».
Представителей АЕБ волновал вопрос продовольственного эмбарго, введённого Россией в ответ на действия Евросоюза в качестве контрсанкций, от которых страдает европейский бизнес. Вопрос о том, когда запрет будет отменён, поднимался в ходе брифинга несколько раз.
«Вы знаете, из-за чего контрсанкции были введены Россией, и знаете, что нужно делать, чтобы они были отменены, мы сами не рады сложившейся ситуации, — сказал Лавров и добавил, что у него сложилось впечатление, будто европейский бизнес считает, что Россия должна отменить контрсанкции в одностороннем порядке. — Представители бизнес-элиты Европы стали вводить свои правила… Это не правила, на самом деле, у нас это называется „понятия“. И начинают вводить санкции, исходя из этих „понятий“. Это всё находится за пределами международного права».
Министр добавил, что отмена невозможна в условиях, когда в Европе не просто запрещали отдельные российские товары, но и принимали санкционные меры против целых секторов экономики. А проблема в том, продолжил Лавров, что в европейских странах заразились «американской внешнеполитической вседозволенностью», ведь давление США началось задолго до присоединения Крыма и украинского кризиса.
«Украина — это очередной повод, американская элита вообще плохо относится к тому, что с нами происходит при Путине, к тому, что мы пусть потихоньку, но встаём на ноги и научились мыслить самостоятельно. Мы не рады ситуации. Обвиняют Россию в излишней гордыне только те, кто не понимает нашу тысячелетнюю историю», — заметил он.
Глава МИДа обсудил с членами Ассоциации вопросы и менее фундаментального характера. Москва собирается распространить практику выдачи электронных виз для представителей деловых кругов (процедура заметно упрощает въезд на территорию России) на все регионы России. Лавров напомнил, что с 2003-го Россия долгие годы вела переговоры о введении безвизового режима с ЕС, но тогда этому противились страны Прибалтики, настаивавшие, что прежде получить возможность ездить в Европу без виз должны граждане Грузии, Молдавии и Украины. По мнению министра, это условие уже тогда носило искусственный и идеологический характер.
«А вообще… давайте договоримся, что каждые четыре года чемпионат мира по футболу будет проходить в России… Тогда и ездить в нашу страну иностранцем будет проще», — добавил Лавров.
На вопрос о том, что нужно сделать для того, чтобы у европейских компаний выросла заинтересованность и желание инвестировать, Лавров ответил: хотя он не профессионал в экономике, но главное здесь — упростить условия ведения бизнеса и свести к минимуму бюрократические препятствия. Нужно не диктовать условия бизнесу, а прислушиваться к нему, выразил пожелание глава МИДа и добавил: «Этим сейчас занимается правительство».
А в целом, по мнению министра, дополнительные стимулы к возобновлению диалога между Евросоюзом и Россией и шире — Евразийским экономическим союзом — придаст сама жизнь.
«Россия поступает так, как в Британии поступают, выстригая дорожку через газон: смотрят, где люди сами ходят чаще всего, и там стригут дорожку», — сказал Лавров и пояснил, что Россия предлагает идеи и ждёт, что будут предпринимать партнёры.