Кто увёл «Мотор Сич» из Белоруссии

Мир 11 июля, 2018 / 20:16

Президент Белоруссии Александр Лукашенко передал в государственную собственность Оршанский авиаремонтный завод, ранее принадлежавший украинской компании «Мотор Сич». Предприятие занимается капитальным ремонтом и модернизацией вертолётов Ми-2, Ми-8, Ми-17, Ми-24, Ми-35 и Ми-26 всех модификаций.

Как сообщает пресс-служба белорусского президента, соответствующие поручения Лукашенко дал в ходе визита на предприятие 11 июля. «Собственника уже здесь нет… Собственники — вы (государственные организации). Все собственники, которые здесь были, они отказались сами от этого завода. Поэтому действуйте. Это государственное предприятие с сегодняшнего дня», — заявил глава республики. Лукашенко распорядился в ближайшее время определиться с планами по развитию завода, а также найти, по мере необходимости, более выгодных инвесторов и поставщиков комплектующих.

Украинская компания «Мотор Сич» стала основным акционером авиаремонтного завода в Орше в 2012 году. На начальном этапе «Мотор Сич» пользовалась поддержкой высокопоставленных белорусских чиновников, благодаря чему техника быстро проходила все формальности, связанные с национальной сертификацией. В 2014 году завод в Орше начинает выпуск ограниченных партий вертолёта Ми-8МСБ — украинского варианта модернизации советского вертолета Ми-8, а также Ми-2МСБ (модернизация многоцелевого вертолёта Ми-2) и военно-транспортного вертолёта Ми-24 с новыми двигателями украинского производства.

Фото: oarz.by

Компания «Мотор Сич» выкупала у белорусского производителя винтокрылые машины, а затем реализовывала их на рынках Украины, Уганды, Венесуэлы, Перу, Судана, Нигерии, Йемена и других стран. Такая схема позволяла обходиться без прямой работы с поставщиками. После второго Майдана и обострения российско-украинских отношений дела у «Мотор Сич» в Белоруссии стали постепенно ухудшаться. В местных СМИ делались предположения, что Россия и партнеры по ЕАЭС отказываются покупать оршанские вертолёты якобы из-за наличия украинских комплектующих. Кроме того, против владельца «Мотор Сич» — запорожского предпринимателя Вячеслава Богуслаева — второй год ведёт следственные мероприятия СБУ. «Безпека» расследует факты продажи контрольного пакета акций «Мотор Сич» китайской компании и сотрудничество Богуслаева с Россией.

Мечтал сам Порошенко

Портал News.ru постарался разобраться в настоящих причинах ухода украинских авиапромышленников с белорусского завода и в перспективах белорусского вертолётостроения. Эксперт аналитического центра РОО «Белая Русь» (Минск) Пётр Петровский напомнил, что украинская компания приобрела контрольный пакет акций завода ещё до политического кризиса на Украине. «Собственник взял на себя ответственность до 2016 года глубоко модернизировать предприятие и наладить производство как минимум трёх вертолётов. Данные технологии имеют военное или двойное назначение. В основном эти вертолёты должны были поступать в распоряжение Минобороны, МЧС, а также экспортироваться в другие государства. Напомню, что Ми-8МСБ установил сразу несколько мировых рекордов: в 2013 году машина поднялась на высоту в 9125 метров, ранее недосягаемую для вертолёта», — указал эксперт.

Петровский отметил, что уже после второго Майдана на Украине и обострения российско-украинских отношений компания «Мотор Сич» продолжала свою работу в Белоруссии. Кроме того, украинские промышленники пытались через завод в Орше участвовать в ориентированных на российский рынок проектах. «В 2014 году Оршанский авиаремонтный завод был включён в проект, задачей которого было компенсировать нехватку украинских комплектующих для российской вертолетной техники за счёт предприятий белорусского ВПК. Это, естественно, не нравилось украинским властям. В «Мотор Сич» в 2015 году нашли несколько китайских компаний, способных заменить украинских производителей узлов для вертолётов», — добавил он.

По мнению Петровского, СБУ заинтересовалась руководством и собственниками «Мотор Сич» из корыстных мотивов. «Ещё в 2005 году нынешний президент Пётр Порошенко неудачно пытался приватизировать тогда ещё государственное украинское предприятие «Мотор Сич». У него есть все основания для неприязни к нынешнему владельцу «Мотор Сич» Вячеславу Богуслаеву», — предположил эксперт. Поэтому украинские спецслужбы намеренно «ушли» «Мотор Сич» из Белоруссии. «Республика и Оршанский завод — часть ВПК Союзного государства. Украина это видит и давит на руководство «Мотор Сич», заставляя их свернуть работу на территории нашей страны. Это всё попытки максимально отгородиться от России», — объяснил он.

Фото: Global Look Press/imago stock&people/Jörg SchülerПрезидент Украины Пётр Порошенко

В итоге белорусская власть была вынуждена пойти на крайние меры и вернуть Оршанский авиаремонтный завод в госсобственность. «Думаю, в перспективе будут привлекать новых инвесторов для восстановления и сохранения собственного производства. Это могут быть компании из России или Китая», — предположил эксперт.

Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко в беседе с корреспондентом News.ru также допустил, что решение об уходе «Мотор Сич» из Белоруссии может быть политическим. Но масштабы деятельности авиаремонтного завода в Орше преувеличивать не стоит. «Нужно помнить, что это не полноценное вертолётное производство. На заводе создавались моторизированные версии старых советских машин. Белоруссии это было выгодно просто потому, что так дешевле, чем создавать собственные вертолёты», — заметил он. Дрозденко напомнил, что представители «Мотор Сич» предлагали России участие в подобных проектах ещё задолго до Майдана, но Москва тогда предпочла сконцентрироваться на разработке новых машин.