В бельгийском Льеже мужчина убил прохожего и двух полицейских, а также пытался захватить заложников. Федеральная прокуратура Бельгии квалифицировала преступление как теракт. Известно, что перед тем, как напасть на полицейских, мужчина кричал «Аллаху акбар!».
Как сообщает Общественное телевидение Бельгии, нападение произошло 29 мая в 10:30 по местному времени (11:30 мск) в центре Льежа. Мужчина с ножом набросился со спины на двух сотрудниц полиции и нанёс им множественные ранения. От полученных повреждений правоохранители скончались на месте, злоумышленник завладел их табельным оружием. После этого он застрелил 22-летнего парня, сидевшего на пассажирском сидении находившегося рядом автомобиля. Потом преступник направился к школе, где взял в заложники работавшую там уборщицу.
Когда к зданию учебного заведения прибыли полицейские, террорист ранил нескольких силовиков, но в перестрелке с ними был убит. News.ru публиковал видео, на котором запечатлены последние секунды жизни террориста. «Нападавший ликвидирован бойцами спецподразделения полиции по борьбе с бандитизмом. Погибли двое полицейских, один прохожий и ещё двое полицейских получили ранения», — сообщил журналистам бургомистр, прибывший на место преступления.
По данным полиции, нападавший — 36-летний Бенжамин Эрман. Всего два дня назад он вышел на так называемый «тюремный отпуск» из исправительного учреждения, где отбывал срок за кражу и наркоторговлю. В заключении он тесно общался с носителями радикальных взглядов. Известно, что у осуждённого были проблемы с психикой, он отличался злым и жестоким нравом.
Как говорит профессор Льежского университета, криминолог Михаил Дантин, тюрьма часто радикализирует людей с неустойчивой психикой. По мнению специалиста, жертв атаки могло быть намного больше. «Представьте, если бы ему удалось взять в заложники детей», — подчёркивает Дантин. Профессор Королевского института международных отношений «Эгмонт» Томас Ренар считает, что у застреленного преступника могут быть сообщники, и призвал всех сотрудников полиции проявлять большую бдительность.
Бельгия не первый раз подвергается террористическим нападениям. Наиболее кровавыми стали теракты 22 марта 2016 года: террористы-смертники устроили два взрыва в зале вылетов Брюссельского аэропорта. Погибло 15 человек, 81 получил ранения. Третий взрыв произошёл на станции метро «Мальбек», который унёс жизни 13 человек при ранении 250. Четверо пострадавших позднее скончались в больницах. Ответственность за атаки взяло на себя «Исламское государство» (запрещено в России). По словам полицейских, ячейка ИГ в Бельгии также была причастна к терактам в Париже 13 ноября 2015 года. Тогда практически одновременно произошли взрывы возле стадиона «Стад де Франс» в Сен-Дени, расстрел посетителей нескольких ресторанов, а также бойня в концертном зале «Батаклан». В результате во французской столице погибло 130 человек. Связь между терактами и механизм их осуществления говорят в пользу того, что за атаками стояли не симпатизирующие ИГ радикалы, а внешняя разведка службы безопасности «халифата» — «Амн аль-Харджи».
С середины 2016 года, на фоне территориальных потерь в Сирии и Ираке террористическая организация «Исламское государство» (ИГ), запрещённая во многих странах, в том числе и в России, начала массово распространять материалы о доступных методах борьбы с «крестоносцами». В Telegram-каналах, на страницах журнала «Румия» публиковались инструкции, как правильно и под каким углом таранить общественный транспорт на автомобиле, собирать маломощные, но начинённые поражающими элементами самодельные взрывные устройства и т. д. Результаты активной пропаганды джихадистов в Европе не заставили себя ждать. Сообщения об атаках вооружённых ножами радикалов на прохожих, за которые берёт ответственность ИГ, появлялись практически каждую неделю: то в финском городе Тулку и немецком Дюссельдорфе, то в Марселе, то на станции Лондонского метрополитена сработало самодельное взрывное устройство, спрятанное в пластиковом ведре.
Подобные вещи укладываются в стратегию выживания организации ИГ: если идея строительства халифата рухнула, то необходимо как можно чаще напоминать о себе через различные атаки. Тем самым — поддерживать бренд ИГ как нового террористического центра, способного составить конкуренцию и даже затмить деятельность запрещённой в России «Аль-Каиды», которая после нападения на редакцию «Шарли Эбдо» в 2015 году на время дистанцировалась от методов классического террора. В последнее время волна бытового террора немного спала — из-за того, что спецслужбы активно блокируют пропагандистские материалы, направленные на симпатизиантов, и проводят хакерские атаки на соответствующие медиаслужбы боевиков. Однако опасность массового бытового терроризма с применением подручных средств остаётся довольно высокой. Как правило, такие акции непредсказуемы, не требуют тщательной подготовки, что затрудняет их пресечение спецслужбами на стадии планирования и осуществления. К ним относятся и нападения радикалов с ножами на прохожих, и таран толпы автомобилем, и взрывы маломощных самодельных взрывных устройств в метро.